3. Чудеса
Третий способ действия Бога в мире — чудеса (Cottrell, God the Ruler, гл. 6). В рамках общего Промысла Бог допускает события физического мира и истории, не вмешиваясь в их естественный ход и в решения существ, наделенных свободной волей. Используя особый Промысел, Бог изменяет течение событий, не нарушая естественный порядок вещей. Чудеса же выходят за пределы особого Промысла. Они отменяют действие законов природы, обходят эти законы стороной или даже нарушают их. Совершая чудеса, Бог непосредственно производит определенные события, не вызванные естественными причинами.
Чудеса обладают тремя основными свойствами. Во-первых, они видимы, то есть производят явные для человеческого восприятия результаты — например, исцеленное тело, плавающий обух топора или дюжина корзин, наполненных хлебом и рыбой. Это отличает чудеса от событий, рассматриваемых в следующем разделе, — от духовных событий, причины которых также сверхъестественны, но результаты скрыты от наших глаз.
Во-вторых, чудеса выходят за рамки законов природы. Чудеса вытесняют, превосходят законы природы, отменяют их действие или просто обходят их. Чудеса происходят независимо от законов, прерывая их действие. Иными словами, чудо порождает некий результат, который невозможно объяснить действием одних только законов природы. Хотя результаты чудес обычно вполне естественны — исцеленное тело, съедобная еда, огонь на алтаре, — вызваны они сверхъестественными причинами, как, например, в случае с мгновенно появившимся вином, для изготовления которого обычно требуется долгое время.
Третье свойство чудес заключается в том, что они служат знамениями (свидетельствами, доказательствами, подтверждениями) явленной истины, которую они сопровождают (например, Евр. 2:3-4). Для обозначения чудес в Библии часто используется именно это слово — «знамения». Чудеса становятся знамениями именно потому, что это зримые деяния Бога, выходящие за рамки естественного закона. Поэтому они изумляют (чудо часто определяют как нечто поражающее воображение) и ясно указывают на свое сверхъестественное происхождение за пределами физического мира. Именно о предназначении чудес как знамений говорит Иисус, собираясь исцелить парализованного: «Чтобы вы знали» (Мк. 2:10; см. Cottrell, God the Ruler, 232-236).
Чудеса реальны, но происходят они не случайно и не часто. Бог производит их только тогда, когда они необходимы для исполнения Его искупительного замысла и для откровения, сопровождающего этот замысел. Потому, в отличие от общего Промысла, чудеса явлены не всем. Как и особый Промысел, чудеса — это результат действия намерительной воли Бога, но они не так многочисленны, как события особого Промысла.
- 1. Онтологический аргумент
- 2. Космологический аргумент
- 3. Телеологический аргумент
- 4. Исторический аргумент
- 1. Откровение
- 2. Богодухновенность
- 3. Безошибочность
- 1. Безотносительные атрибуты Бога
- 2. Атрибуты Бога, явленные в Его отношениях с творением
- 3. Атрибуты Бога, явленные в отношениях с созданиями, наделенными свободой воли
- 4. Атрибуты Бога, явленные в отношениях с грешниками
- 1. Сотворение
- 1. Сотворение из ничего, ex nihilo
- 2. Сотворение как свободный акт
- 3. Видимая и невидимая вселенная
- 3. Сотворение и человек
- 4. Сотворение и поклонение
- 5. Сотворение и этика
- 2. Божий промысел
- 1. Бог не участвует ни в чем
- 2. Бог принимает участие абсолютно во всем
- 3. Бог принимает определенное участие во всем происходящем, но Его участие не абсолютно
- 1. Общий Промысел
- 2. Особый Промысел
- 3. Чудеса
- 4. Сверхъестественные духовные события
- 1. Число ангелов
- 2. Категории ангелов
- 3. Предназначение ангелов
- 1. Библейские подтверждения дуализма
- 2. Дуализм или трихотомия?
- 3. Библейская терминология
- 2. Человек обладает исключительно тварной природой
- 3. Человек сотворен по образу Божьему
- 4. Реальность свободы воли
- 1. Грех есть беззаконие
- 2. Начало греха
- 3. Исходные предпосылки греха
- 1. Реальность злых духов
- 2. Природа злых духов
- 3. Дела злых духов
- 4. Христиане в духовном сражении
- 1. Сравнение разных подходов
- 2. Предполагаемое библейское обоснование доктрины первородного греха
- 3. Значение послания к Римлянам 5:12-19
- 1. Возраст ответственности
- 2. Вина грешника
- 3. Природа человека поражена грехом
- 4. Образ Божий в грешнике поврежден
- 1. Суть смерти
- 2. Аспекты смерти
- 3. Источник смерти
- 4. Характер смерти
- 1. «Настоящий век лукав»
- 2. Суетность творения
- 3. Проблема зла
- 1. Человеческая природа Христа
- 2. Божественная природа Иисуса
- 1. Божественные имена Иисуса
- 2. Божественные деяния Иисуса
- 3. Иисуса называют Богом
- 4. Иисус равен Богу
- 5. Поклонение Иисусу
- 6. Иисус отождествляется с Яхве
- 1. Адопцианская ересь
- 2. Арианство
- 3. Либеральное богословие
- 1. Божество Иисуса и Искупление
- 2. Божество Иисуса и Воскресение
- 3. Воплощение
- 1. Как объяснить непорочное зачатие?
- 2. Значение непорочного зачатия
- 4. Положение Христа по отношению к Отцу
- 1. Искупление
- 1. Действие креста направлено против дьявола
- 2. Действие креста направлено на человека
- 3. Другие ложные представления о кресте
- 1. Смерть Христа как умилостивление
- 2. Смерть Христа как выкуп
- 1. Начало нового творения
- 2. Основание нового творения
- 3. Залог нового творения
- 1. Духовное воскресение
- 2. Воскресение мертвых тел
- 1. Святой Дух и происхождение в Библии
- 2. Святой Дух и понимание Библии
- 1. До обращения
- 2. При обращении
- 3. После обращения
- 1. Старейшины в поместной церкви
- 2. Дьяконы в поместной церкви
- 3. Другие должности
- 1. Послание к Галатам 3:28
- 2. Первое Послание к Тимофею 2:12
- 3. Практические выводы
- 1. Учение об исчезновении и воссоздании
- 2. Сон души
- 3. Мгновенное воскресение
- 1. Бестелесность
- 2. Сознание
- 3. Мука или блаженство