logo
вера переданная святым

3. Чудеса

Третий способ действия Бога в мире — чудеса (Cottrell, God the Ruler, гл. 6). В рамках общего Промысла Бог допускает события физического мира и истории, не вмешиваясь в их естественный ход и в решения существ, наделенных свободной волей. Используя особый Промысел, Бог изменяет течение событий, не нарушая естественный порядок вещей. Чудеса же выходят за пределы особого Промысла. Они отменяют действие законов природы, обходят эти законы стороной или даже нарушают их. Совершая чудеса, Бог непосредственно производит определенные события, не вызванные естественными причинами.

Чудеса обладают тремя основными свойствами. Во-первых, они видимы, то есть производят явные для человеческого восприятия результаты — например, исцеленное тело, плавающий обух топора или дюжина корзин, наполненных хлебом и рыбой. Это отличает чудеса от событий, рассматриваемых в следующем разделе, — от духовных событий, причины которых также сверхъестественны, но результаты скрыты от наших глаз.

Во-вторых, чудеса выходят за рамки законов природы. Чудеса вытесняют, превосходят законы природы, отменяют их действие или просто обходят их. Чудеса происходят независимо от законов, прерывая их действие. Иными словами, чудо порождает некий результат, который невозможно объяснить действием одних только законов природы. Хотя результаты чудес обычно вполне естественны — исцеленное тело, съедобная еда, огонь на алтаре, — вызваны они сверхъестественными причинами, как, например, в случае с мгновенно появившимся вином, для изготовления которого обычно требуется долгое время.

Третье свойство чудес заключается в том, что они служат знамениями (свидетельствами, доказательствами, подтверждениями) явленной истины, которую они сопровождают (например, Евр. 2:3-4). Для обозначения чудес в Библии часто используется именно это слово — «знамения». Чудеса становятся знамениями именно потому, что это зримые деяния Бога, выходящие за рамки естественного закона. Поэтому они изумляют (чудо часто определяют как нечто поражающее воображение) и ясно указывают на свое сверхъестественное происхождение за пределами физического мира. Именно о предназначении чудес как знамений говорит Иисус, собираясь исцелить парализованного: «Чтобы вы знали» (Мк. 2:10; см. Cottrell, God the Ruler, 232-236).

Чудеса реальны, но происходят они не случайно и не часто. Бог производит их только тогда, когда они необходимы для исполнения Его искупительного замысла и для откровения, сопровождающего этот замысел. Потому, в отличие от общего Промысла, чудеса явлены не всем. Как и особый Промысел, чудеса — это результат действия намерительной воли Бога, но они не так многочисленны, как события особого Промысла.