logo
вера переданная святым

1. Реальность злых духов

Материалистическая секулярная культура убедила многих в том, что духовной реальности не существует, то есть и злых духов тоже быть не может. Некоторые верят в существование добрых ангелов, но отрицают реальность дьявола и демонов. Например, Д.Б. Рассел написал несколько книг о дьяволе, но, тем не менее, не верит в его существование. Он пишет: «Я согласен, что дьявол есть, но я не признаю метафизическую реальность этого существа». По мнению автора, «дьявол — это олицетворение всего того, что общество считает злом» (Russell, 43, 46). Некоторые считают, что библейское учение о демонах — суеверие необразованного народа. Они объясняют, что одержимые, из которых Иисус «изгонял бесов», якобы страдали от разных психических расстройств, и Господь просто снисходил к их суевериям, приписывая эти расстройства бесам.

Мы отвергаем все подобные попытки демифологизации и другие несостоятельные объяснения реальности злых духов. Библия ясно свидетельствует о существовании и сатаны, и других злых духов, которые служат ему.

А. Сатана князь демонов

Главу, или князя демонов (Мф. 12:24; Лк. 11:15) обычно называют сатаной. Это транслитерация еврейского слова, означающего «враг, противник, препятствующий» (Числ. 22:22; 2 Цар. 11:23,25) или «обвинитель» (Пс. 108:6). Это слово употребляется в Ветхом Завете 52 раза, из которых 13 раз относится к сатане — например, в таких стихах, как 1 Пар. 21:1; Зах. 3:1-2; и Иов 1-2. Греческий эквивалент слова -satanas — встречается в Новом Завете 33 раза и во всех случаях обозначает дьявола. Это имя отражает суть его природы как врага Бога и человечества.

Другое слово, использующееся в Новом Завете для обозначения сатаны — diabolos, производное от глагола diaballo, который означает «обвинять, клеветать». В Новом Завете это слово используется 30 раз и переводится как «дьявол» — тот, кто злословит или осуждает; враг Бога и человека. Иногда Библия прямо называет его «противником» (antidikos, Пет. 5:8), «врагом» (echthros, Мф. 13:25,28,39; Лк. 10:19) и «клеветником» (kategor, Откр. 12:10).

В Библии встречаются, хоть и реже, другие имена сатаны — Аваддон или Аполлион, что означает «разрушение» или «разрушитель» (Откр. 9: II)2; Велиал или Велиар — имя могущественного злого духа, упоминающееся в кумранских свитках и означающее «презренный» (2 Кор. 6:15). Иногда дьявола также называют Веельзевулом (Мф. 12:24,27; 10:25; Мк. 3:22; Лк. 11:15,18,19). Возможно, это имя образовано от имени языческого божества Баалзевува (4 Цар. 1:2-6,16), что означает «повелитель мух», или от имени похожего божества Баалзиббула, имя которого переводится как «повелитель навозной кучи» (Bietenhard, 3:469).

Некоторые считают, что имя Люцифер в Ис. 14:12 относится только к царю Вавилонскому; другие утверждают, что этим именем называется сатана, или оба — и сатана, и царь. Само имя, образованное из двух латинских слов, означает «светоносец». В Библии Короля Якова это слово используется для передачи еврейского helel («яркая утренняя звезда») в Ис. 14:12; с тех пор оно стало обозначать сатану. (В Синодальном переводе — «денница, сын зари».) Применительно к сатане это имя напоминает Кор. 11:14, где сказано, что «сатана принимает вид Ангела света».

Сатана также назван змием (Быт. 3:1-4,13-15 [см. Рим. 16:20]; 2 Кор. 11:3; Откр. 12:9,14-15; 20:2) и драконом (Откр. 12:3-17; 13:2,4,11; 16:13; 20:2), что говорит о его коварном и злом нраве. Другие его имена имеют похожий смысл — искуситель (Мф. 4:3; 1 Фес. 3:5), обольститель (Откр. 12:9; 20:3) и «лжец и отец лжи» (Ин. 8:44).

О силе и положении сатаны можно судить из тех текстов, где он называется князем мира сего (Ин. 12:31; 14:30; 16:11), князем бесовским (Мф. 9:34; 12:24; Лк. 11:15), богом века сего (2 Кор. 4:4) и князем, господствующим в воздухе (Еф. 2:2). Вся суть его падшей природы выражена в слове «лукавый» (например, Мф. 13:19,38; Еф. 6:16; 2 Фес. 3:3; 1 Ин. 5:18-19).

Б. Демоны, посланцы сатаны

Помимо дьявола, в Библии упоминается также о существовании множества других злых духовных существ — демонов (или бесов). Слово «демон» происходит от греческого diamonion и встречается в Новом Завете 63 раза3. Греки применяли это слово к божествам низшего звания, и происхождение его остается неясным. Одни считают, что это слово образовано от корня, означающего «знающие, сведущие»; другие прослеживают его значение от слова «разрушать, уничтожать».

Библия называет демонов «злыми» духами (poneros, Лк. 7:21; 8:2; 11:26; Деян. 19:12, 15-16) или «нечистыми» духами (akathartos, например, Мф. 10:1; 12:43; Деян. 5:16; Откр. 16:13)4. То, что демоны называются духами, свидетельствует об их метафизической природе, то есть о принадлежности к невидимой вселенной. Описание демонов как злых и нечистых духов характеризует их нравственную природу.

Ветхий Завет называет демонов словом shedim (ср. с английским словом shades)-, см. Втор. 32:17; Пс. 105:37. Слово shedim обозначало языческих идолов, которым приносились жертвы; это свидетельствует о тесной взаимосвязи между демонами и идолопоклонством (см. 1 Кор. 10:19-21). Демоны также назывались словом se ‘irim, которое изначально означало диких козлов (Ис. 13:21; 34:14), но потом стало использоваться применительно к идолам в виде козлов или к демонам-сатирам (Лев. 17:7; Пар. 11:15). Козлоподобные изображения сатаны и демонов встречаются и в наше время (например, сатиры, бог Пан, Бафомет). «Лживый дух» в Цар. 22:19-23 — это, скорее всего, один из демонов.

Когда Павел называет духовных существ начальствами, силами, властями века сего, господствами и мироправителями, он, несомненно, имеет в виду и демонов. Эти названия свидетельствуют об их силе и иерархической организации, а также о том, что они захватили власть в «настоящем лукавом веке».

Какова же связь между демонами и сатаной? Сатана — предводитель и правитель демонов; фарисеи называли его «князем бесовским» (Мф. 12:24). В Мф. 25:41 говорится о «диаволе и ангелах его». Слово «ангел» означает «посланец», из чего мы заключаем, что демоны находятся под властью сатаны, воплощая его замыслы и исполняя его повеления.