logo
вера переданная святым

2. Арианство

Другая ересь, отрицающая Божество Христа, называется арианством. Название происходит от имени самого ярого ее поборника — Ария, достигшего известности в начале четвертого века. В отличие от адопцианистов, которые считали, что в начале жизни Иисус был простым человеком, ариане учили, что Иисус был высшим небесным существом — первым, кого сотворил Отец.

В представлении Ария Бог настолько трансцендентен и отделен от всего тварного, что во всех отношениях с миром, даже в Сотворении, Ему необходим посредник. Поэтому Бог сотворил Сына, или Логос — некое полубожественное существо, выступавшее представителем Бога в сотворении физической вселенной. Логос обладал славой первого творения и участвовал в создании мира. Затем Он воплотился как Иисус из Назарета, и Его жизнь была настолько совершенна, что Отец оказал Ему еще большую честь, назвав Сыном Божьим. (В этом арианство пересекается с адопцианизмом.) Ариане даже утверждают, что Иисуса можно назвать «богом», но, конечно, Его божество ниже божества Отца.

Таким образом, в представлении ариан Иисус не обладает вечностью Бога; Он тварен и имел начало. Как гласил лозунг ариан, «Было время, когда Сына не было». Кроме того, согласно арианскому учению, природа Иисуса отличается от природы Отца; сущность Иисуса была сотворена ex nihilo (из ничего), и потому она конечна. Конечно, выше Иисуса стоит только Сам Бог, и сверхъестественная природа Иисуса возвышает Его над всеми другими существами. Тем не менее, Иисус тварен, и Его сущность невозможно приравнивать к сущности Отца. Сопоставляя сущность Отца и Сына, ариане обычно пользовались понятием homoiousios, что значит «обладающие похожей сущностью». Это понятие они противопоставляли ортодоксальной доктрине о том, что Отец и Сын — homoousios, то есть «единосущны». Иными словами, ариане отрицали то, что Отец и Сын обладают одинаковой сущностью. Как объясняет Скард, для ариан Сын — это всего лишь «подчиненный бог, находящийся на более низком метафизи­ческом уровне». Этого «сверхчеловека с душой-Логосом, о котором говорят ариане, нельзя назвать ни Богом, ни человеком».

Однако Библия учит, что Христос был Богом во всей полноте, следовательно, арианство — это христологическая ересь. Именно таким было решение ранней церкви, решительно выступившей в начале четвертого века против учения Ария о Иотоютюй. Никейский Собор в 325 г. н.э. объявил арианство ересью и признал истинным учение о котоотюБ, то есть о единосущии Христа Отцу. Заключение Собора, приведенное ниже, ознаменовало один из важнейших моментов в развитии христологического учения:

«Верую во единого Бога Отца Всемогущего, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

И во единого Господа Иисуса Христа, единородного Сына Божия, от Отца рожденного прежде всех веков, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного \homoousios] Отцу, и чрез Которого все сотворено, сошедшего с небес ради нас, людей, и нашего ради спасения; страдавшего и погребенного, и воскресшего в третий день по Писанию, и вознесшегося на небеса, и сидящего одесную Отца, и снова грядущего во славе судить живых и мертвых. И в Духа Святого».

Следует отметить, что арианская ересь существует и сейчас — в частности, в учении секты Свидетелей Иеговы, которые считают, что ни человек-Иисус, ни предсущий предвоплощенный Логос не обладают вечностью Бога и Его сущностью. Свидетели Иеговы учат, что Логос был сотворен первым из всех существ. Прежде чем стать Иисусом из Назарета, Он существовал как архангел Михаил и был «богом», даже «сильным богом», но Его божество не сравнимо с Божеством Иеговы.