logo
вера переданная святым

2. Святой Дух и понимание Библии

Многие христиане верят, что Святой Дух не только дал нам саму Библию, но и оказывает конкретную, субъективную помощь в ее понимании. Такое представление отражает доктрину «просвещения Духом», согласно которой Дух обращается прямо к нашему разуму, непосредственно открывая ему истинное значение Писания. Те, кто считает, что дар знания обещан каждому верующему, ссылаются на следующие тексты: Мф. 10:19-20; Ин. 14:26; 16:13; 1 Кор. 2:10-13; Евр. 8:10-11 (Иер. 31:31-34); 1 Ин. 2:20,27. Некоторые полагают, что именно в этом заключается главная цель пре­бывания Святого Духа в сердце христианина. Они молятся молитвой: «Открой глаза мои, просвети меня, Дух Святой».

Однако можно привести четыре доказательства того, что доктрина «просвещения Духом» противоречит Библии. Во-первых, среди христиан, которые верят, что просвещены Духом, часто встречаются разные, иногда даже противоположные точки зрения по поводу значения одних и тех же текстов Писания — например, о Тысячелетнем Царстве или роли женщин в церковном служении.

Во-вторых, при ближайшем рассмотрении идея «просвещения Духом» оказывается бессмысленной, потому что даже те, кто верят в нее, признают, что христианин возрастает в понимании Писания и что иногда его интерпретация Библии меняется. При этом всегда предполагается, что та точка зрения, которой христианин придерживался раньше, была ошибочной, и на смену ей пришла правильная, то есть на смену «непросвещенному» пониманию пришло «просвещенное». Но не означает ли это, что та точка зрения, которая раньше считалась «просвещенной Духом», была ошибочной? И на чем основана уверенность, что нынешняя точка зрения «просвещенная», а не ошибочная, и что больше она не будет меняться?

В-третьих, доктрина «просвещения Духом» порождена доктриной всеобщей полной греховности. «Просвещение Духом» необходимо потому, что человек в состоянии полной греховности совершенно слеп, и разум его не может воспринять Библию, если только его не просветит Святой Дух (см. Palmer, 54—57). Но, как уже упоминалось в предыдущих главах, сама доктрина полной греховности противоречит Библии. Грешник слеп частично, и слепота — последствие его собственного выбора, а не врож­денное состояние (Рим. 1:18; Еф. 4:18).

Четвертая причина, по которой следует отвергнуть доктрину «просвещения Духом», сводится к тому, что это учение не имеет под собой экзегетического основания в Писании. Парадокс заключается в том, что те самые стихи, которые сторонники этой доктрины приводят в ее поддержку, толкуются ошибочно. К примеру, Мф. 10:19-20; Ин. 14:26; 16:13и 1 Кор. 2:10-13 относятся только к Апостолам, и речь в этих отрывках идет об откровении и вдохновении. Содержащиеся в этих текстах обетования не распространяются на всех христиан; поэтому те, кто применяет их ко всем, серьезно ошибаются.

В Послании к Евреям 8:10-11 (где цитируется Иер. 31:31-34) Новый Завет противопоставляется Ветхому. Принадлежность к Ветхому Завету определялась физическим рождением. От тех, кто рождался под Ветхим Заветом, не требовалась ни глубоко укорененная вера, ни понимание самого завета, заповеди которого были высечены на каменных скрижалях. Зато принадлежность к Новому Завету определяется рождением свыше, которое происходит только после того, как верующий понял суть его заповедей и решил исполнять их, то есть после того, как в сердце его созрело решение. О том, как именно это решение созревает, речь в этом фрагменте Библии не идет.

«Помазание», упоминаемое в 1 Ин. 2:20,27, означает не Самого Святого Духа, а полученное от Него апостольское откровение. В стихе 20 сказано: «Вы имеете помазание от Святаго и знаете все». «Святой» — это Святой Дух; «помазание» — это апостольское откровение (для сегодняшних христиан оно сохранилось в Библии); слова «вы знаете» относятся к знанию, полученному из апостольского откровения (из Библии). Помазание, которое «пребывает» в верующих (ст. 27), — это апостольское откровение («что вы слышали от начала» — ст. 14,24). В этом тексте апостол Иоанн предостерегает против лжеучения антихристов (ст. 18,26). Главную мысль можно по­дытожить следующими словами: «Та истина, которую вы слышали в самом начале (ст.7), не изменилась; все остальное нужно сверять по ней. Сверьте с ней то, что говорят лжеучителя, и убедитесь в том, что они лгут».

Доктрина «просвещения Духом» противоречит Библии. Это вовсе не значит, что Бог не помогает нам понимать Библию, — но эту помощь не следует считать действием именно Святого Духа. Скорее, понимание Библии следует отнести к ответам на молитвы благодаря Промыслу Божьему. См. Пс. 118:18; Еф. 1:17-18; Фил. 1:9-10; Кол. 1:9. Все эти стихи содержат молитвы; а ответ на молитву может быть действием Отца, Сына или Святого Духа. Отвечая на такие молитвы, Бог не вкладывает знание непосредственно в наш разум, но дает нам возможность приобрести знание посредством изучения Священного Писания. Он дает нам ясность мысли, устраняет то, что нас отвлекает, помогает сосредоточиваться, вспоминать и обобщать. Кроме того, в Иак. 1:5 апостол советует просить Бога о мудрости — не о новом знании, а об умении правильно применить то, что мы уже знаем.

Б. Святой Дух и особый дар знания

Дает ли Святой Дух знание какими-то другими путями, помимо Священного Писания? Некоторые христиане считают, что принимаемый при крещении «дар Святого Духа» (Деян. 2:38) нужен именно для получения — в дополнение к уже имеющемуся знанию — субъективного наставления, через которое мы узнаем волю Бога относительно своей жизни. Такое представление о цели пребывания Духа в жизни верующего ошибочно. Дар Святого Духа нужен нам не для получения дополнительного знания, а для укрепления воли, без которого невозможно послушание и служение Богу. «Водимые Духом» (Рим. 8:14)- это те, кто получает не субъективное интеллектуальное наставление, а внутреннее ободрение, позволяющее преодолевать препятствующую нравственной жизни слабость и умерщвлять грех в наших телах (Рим. 8:13).

Некоторые ранние христиане действительно получали от Духа особые дары сверхъестественного знания. К этим дарам можно отнести пророческий дар, слово знания, слово мудрости и дар языков, сопровождаемый истолкованием (1 Кор. 12:8-10). Таким способом Святой Дух давал знание церквям в период между Днем Пятидесятницы и написанием Нового Завета. Многие христиане верят, что Святой Дух по-прежнему дает церкви такие дары. Однако другие, в том числе и я, считают, что эти дары прекратились с появлением книг Нового Завета. Сегодня Святой Дух не дает нам знание какими-то другими особыми способами. Ниже эта точка зрения будет разъяснена подробно.

Итак, мы приходим к выводу, что в наши дни Святой Дух дает христианам дар знания только через Библию и никаким другим способом.

Деяния Святого Духа: Он дает силу

Второе главное деяние Святого Духа — укрепление верующих. Делает Он это двумя способами. Во-первых, Он наделяет христиан определенными способностями, чтобы они служили другим, — то есть укрепляет их для служения. Во-вторых, Он входит в сердца всех верующих, укрепляя их для борьбы с грехом, — то есть совершает освящение. Очень важно понимать, как эти два аспекта проявлялись в ветхозаветную и новозаветную эпоху.

А. Деяния Святого Духа в эпоху Ветхого Завета

В Ветхом Завете мы читаем о том, что Святой Дух совершает по отношению ко всему миру — прежде всего при сотворении. Он участвовал в сотворении (Быт. 1:2) мира и человека (Быт. 1:26). И хотя Быт. 2:7, возможно, подразумевает, что Святой Дух участвовал в сотворении Адама, упоминания о Самом Духе в этом стихе нет. Попытки отождествить Его с выражением «дыхание [neshamah] жизни» полностью ошибочны. Святой Дух принимал участие в промыслительных деяниях Бога в мире (Быт. 6:3) и в особенности в истории Израиля (Нем. 9:20,30; Ис. 30:1; 63:10-11,14; Зах. 4:6).

Как уже упоминалось, первый аспект деяний Святого Духа в ветхозаветном Израиле заключался в том, что Он наделял отдельных людей способностями для выполнения определенных заданий, когда они служили всему народу. Особо важен был дар пророчества, которым обладали многие верующие от Моисея до Малахии5. Те, кто обладал этим даром, изрекали богодухновенные слова. Некоторым израильтянам Святой Дух давал выдающиеся лидерские способности. В качестве примеров можно привести Моисея (Чис. 11:17,25), Иисуса Навина (Чис. 27:18; Втор. 34:9), Саула (1 Цар. 10:1-13; 16:14) и Давида (1 Цар. 16:13; Пс. 50:13). Святой Дух также наделял судей Израильских способностью вести народ6. Кроме того, многие израильтяне обладали дарами, необходимыми для обустройства скинии в соответствиями с указаниями Бога (Исх. 31:2-6; 35:30-35; 36:1-2). Судя по этим текстам, Святой Дух усиливал те способности, которыми люди уже обладали.

То же можно сказать и в отношении семидесяти израильских старейшин, избранных Моисеем в Чис. 11:16-30. Они уже занимали главенствующее положение в народе, но Святой Дух сошел на них, чтобы умножить их способности. Уникальность этого события заключается в том, что принятие дара управления, который сам по себе не содержит ничего сверхъестественного, сопровождалось сверхъестественным явлением — пророчеством (ст. 25; см. 1 Цар. 10:6,10; 19:20-24). Вопреки мнению Вуда (Wood, 110-111), речь здесь идет не об обычной хвале Богу, а о сверхъестественных экстати­ческих высказываниях, которые больше не повторялись. Это пророчество было настолько из ряда вон выходящим событием, что о нем посчитали нужным сообщить Моисею (ст. 26-27). Сверхъестественная способность к пророчеству была дана для подтверждения реальности даров Святого Духа и Его присутствия в жизни этих семидесяти старейшин.

В том, что Святой Дух в ветхозаветные времена давал дары для служения, сомнений нет. Но давал ли Он нравственную силу? Был ли Он для израильтян источником нравственных и духовных сил? Вряд ли. Спасительные, освящающие деяния Святого Духа начались, скорее всего, только в новозаветную эпоху. В ветхозаветные времена источник действия Святого Духа был внешним. Готовя людей к выполнению воли Бога, Дух наделял их физическими и умственными способностями. Однако в их сердцах не было присутствия Духа, и Он не оказывал на них действие изнутри. Когда Давид умолял Бога: «Духа Твоего Святаго не отними от меня», он имел в виду присутствие Святого Духа, начавшееся с того дня, когда пророк Самуил помазал его на царство (1 Цар. 16:13). Цель присутствия Святого Духа заключалась в наделении Давида способностями, необходимыми для служения Богу.

Возможно, именно потому, что в сердцах израильтян не было внутреннего, освящающего присутствия Святого Духа, нужна была их географическая и культурная изоляция от соседних языческих народов. (В этом израильтяне отличались от христиан, которым было сказано: «Идите по всему миру» — Мк. 16:15.) Возможно, поэтому и Закон Моисея учитывал «жестокосердие» иудеев (Мф. 19:8). В ветхозаветные времена израильтяне стремились к святости посредством отделения от язычников. В новозаветную эпоху христиане должны отделяться от язычников посредством святости.

Деяния Святого Духа в Ветхом Завете можно подытожить в следующих семи пунктах.

Дары Святого Духа давались лишь некоторым израильтянам. Даже не все спасенные иудеи обладали такими дарами.

Цель даров Святого Духа заключалась не во внутреннем освящении получателя, а в том, чтобы наделить его способностями к служению.

Дары Святого Духа давались не для личной пользы, а для блага всего народа.

Дары эти были временными и действовали только, пока существовала необходимость в служении того или иного человека (см. 1 Цар. 10:10 и 16:14; ср. 1 Цар. 16:13 и Пс. 50:13).

Известен по крайней мере один случай, когда принятие даров Духа сопровождалось сверхъестественными знамениями, но знамения эти были временными (Чис. 11:25).

Иногда Дух давал сверхъестественные способности и неверующим (например, Валааму в Чис. 24:2; Саулу в 1 Цар. 19:20-24).

Иногда получение даров происходило при посредничестве людей, в частности, при помазании елеем и возложении рук (Втор. 34:9 [см. Чис. 27:18-20]; 1 Цар. 16:13; 4 Цар. 2:9-15). В некоторых случаях Дух давал дары без всякого посредничества со стороны людей (Чис. 11:25-26).

Б. От Ветхого Творения к Новому

Мы, христиане, знаем, что вся история делится на два периода: ветхозаветную эру и новозаветную. На более глубоком уровне все сущее можно разделить на Ветхое Творение и Новое. Мы знаем также, что новая эра началась с приходом Иисуса. Даже неверующие ведут счет времени от Рождества Христова.

Нет сомнения в том, что приход Иисуса Христа стал поворотным событием во всей истории и что мы живем в мессианскую эпоху. Но это еще не все. Другим важнейшим рубежом в истории стало сошествие Святого Духа в День Пятидесятницы. По своему значению этот день не уступает дню Рождества Христова. Все, что было после Дня Пятидесятницы, можно назвать эпохой Святого Духа, совершающего великие деяния с тех пор и поныне.

Ветхий Завет предсказывал не только приход Мессии, но и сошествие Духа: «Ибо Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; излию дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих» (Ис. 44:3; см. 32:15; 43:19-20). В Иез. 36:27 содержится такое обетование: «Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» (см. 39:29). Одно из важнейших пророчеств — Иоиль 2:28-32 — исполнилось в День Пятидесятницы: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего» (ст. 28-29). См. Зах. 12:10.

Все эти тексты указывали на грядущий век, в котором роль Святого Духа существенно изменится. Иоиль пророчествовал о том, что дар Святого Духа будет доступен всем, а не узкому кругу избранных. Иезекииль предсказал, что Святой Дух будет пребывать внутри — в сердце человека, укрепляя его для жизни в святости. Само сошествие Святого Духа описывается с помощью символов, важное место среди которых занимает вода. Произойдет великое излияние живой воды, животворящего Духа.

Образ воды встречается и в Евангелиях. И Иоанн Креститель, и Христос говорили о том, что скоро наступит новое время — время великих деяний Святого Духа. Используя образное выражение, контекст которого связан с крещением в реке Иордан, Иоанн Креститель провозгласил, что Мессия будет крестить Духом Святым (Мф. 3:11; Мк. 1:8; Лк. 3:16; Ин. 1:33; Деян. 1:5). Иисус, используя в других обстоятельствах символ воды, обещал «воду живую» жаждущим: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7:37-38; см. 4:10-14). Значение Его слов объясняется в Ин. 7:39: «Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен». Иными словами, эта живая вода Святого Духа изольется только после Вознесения Христа, Который воссядет одесную Отца, то есть после Дня Пятидесятницы (Деян. 2:32-36).

В чем суть деяний Святого Духа в новом творении? Что Он делает сейчас (после Пятидесятницы), чего не делал во времена Ветхого Завета? Он производит спасение в сердцах верующих, совершая вторую часть двойного избавления. Поэтому спасительные деяния Святого Духа лучше всего рассматривать в свете процесса обращения. Об этом речь пойдет в следующих разделах.

В. Действие Святого Духа в эпоху Нового Завета

Изучая действия Святого Духа в наше время, мы возьмем в качестве точки отсчета обращение. Мы увидим, что Святой Дух по-разному действует в жизни человека до обращения, во время обращения и после обращения. Слово «обращение» в данном случае понимается не в широком смысле — не как процесс, в ходе которого неверующий становится христианином, — а в узком, как момент, когда человек переходит в спасенное состояние.