2. Бог принимает участие абсолютно во всем
Некоторые впадают в другую крайность, объясняя абсолютно все события вмешательством и действием Бога. Бог представляется им единственным причинным фактором во вселенной; «закон» и «свободная воля» — это просто слова, которыми обозначаются некоторые способы действия Бога. Такая точка зрения называется теистическим детерминизмом (Cottrell, God the Ruler, 66-86) и встречается как в христианстве, так и в других мировоззрениях. В христианстве теистический детерминизм отражен в первую очередь в кальвинизме, о котором в основном и пойдет речь в этом разделе.
Ключевое слово кальвинизма — причинность: считается, что в конечном счете Бог — высшая причина всего, что происходит (Cottrell, God the Ruler, 168-187). Различают первичные и вторичные причины, окончательные и непосредственные, конечные и прямые; но так или иначе, все сводится к Богу. Как отмечалось выше, понятие такой «всепричинности» лежит в самой основе кальвинистской концепции всевластия Бога.
Краеугольный камень этой концепции Божьего Промысла — понятие о предвечном определении Бога. «Определение» означает, что Бог от вечности назначил «все, чему суждено быть» — исключительно ради Своего замысла и Своей славы; ничто вне Его Самого не имеет в этом определении ни малейшего значения. Это и есть кальвинистская доктрина предопределения. Определение называется предвечным, потому что свершилось до сотворения и прежде, чем начало существовать что-либо внешнее по отношению к Богу. Таким образом, предвечное определение — это подробный проект или компьютерная программа всего, что когда-либо произойдет. Все события предопределены; история, или Промысел Божий — это просто исполнение предвечного определения.
Кроме того, предвечное определение всеобъемлюще: в нем предусмотрено «все, чему суждено быть» — исключений нет. Это значит, что все события физического мира и все решения человека запрограммированы заранее. Определение также обязательно, то есть все, что содержится в определении, непременно исполнится, потому что сила самого определения неизменна. В мире, конечно, есть множество причинных факторов, таких как законы природы, но это лишь вторичные причины, или инструменты в руках Бога. Все конкретные проявления этих сил также обусловлены определением.
Наконец, Божье определение безусловно, или абсолютно. Это значит, что все условия определения сокрыты в Самом Боге; ничто внешнее не может побудить Бога к действию или заставить Его действовать. Например, когда Бог назначает чему-либо произойти, это не зависит от Его предведения в отношении действий существ, наделенных свободной волей. Действия Бога не могут быть обусловлены действиями тварных существ — иначе Он не был бы всевластным Богом. Всевластный Бог всегда действует Сам и никогда не действует в ответ на что-либо (Cottrell, God the Ruler, 217-228). Именно поэтому кальвинисты отвергают идею обусловленного предопределения ко спасению на основании «предузнанной» веры (Рим. 8:29). Конечно, Бог отвечает и на веру человека, и на молитву просящего. Но и вера, и молитва рождаются не в самом тварном существе; они были предопределены от вечности.
Такое понимание вечного определения не оставляет места свободной воле тварных существ (Cottrell, God the Ruler, 175-179). Кальвинисты упоминают о свободной воле, но определяют ее в рамках детерминизма. Обычно свобода воспринимается как возможность выбирать между противоположностями, решать, сделать что-либо или нет. Но в кальвинизме концепция свободы представлена как способность принимать решения, следуя внутреннему естеству, побуждениям и желаниям. Иными словами, кальвинисты считают, что человек чувствует некое внутреннее побуждение, желание или склонность поступить тем или иным образом в той или иной ситуации и делает выбор, следуя своему желанию. На первый взгляд это кажется настоящей свободой в обычном ее понимании, однако следует вспомнить, что, согласно кальвинистской доктрине, Бог предопределил все желания и побуждения. В конечном счете Бог предопределяет все решения человека, в каждой ситуации вкладывая определенные желания и побуждения в человеческое сердце. Подобные решения можно назвать «свободными» только в том смысле, что человек чувствует, что делает свободный выбор, хотя Бог уже предопределил все заранее.
Итак, согласно доктрине кальвинизма, Промысел Божий заключается в том, что Бог постепенно воплощает то, что определил от века. Это подобно съемкам грандиозного фильма, где каждый кадр уже определен заранее написанным сценарием. Такое понимание Промысла влечет за собой концепцию «все, что ни происходит, делается по воле Божьей». Эта концепция, в свою очередь, приводит к тому, что некоторые винят Бога во всех невзгодах и бьются над вопросом: «Почему Бог так со мной поступает?»
- 1. Онтологический аргумент
- 2. Космологический аргумент
- 3. Телеологический аргумент
- 4. Исторический аргумент
- 1. Откровение
- 2. Богодухновенность
- 3. Безошибочность
- 1. Безотносительные атрибуты Бога
- 2. Атрибуты Бога, явленные в Его отношениях с творением
- 3. Атрибуты Бога, явленные в отношениях с созданиями, наделенными свободой воли
- 4. Атрибуты Бога, явленные в отношениях с грешниками
- 1. Сотворение
- 1. Сотворение из ничего, ex nihilo
- 2. Сотворение как свободный акт
- 3. Видимая и невидимая вселенная
- 3. Сотворение и человек
- 4. Сотворение и поклонение
- 5. Сотворение и этика
- 2. Божий промысел
- 1. Бог не участвует ни в чем
- 2. Бог принимает участие абсолютно во всем
- 3. Бог принимает определенное участие во всем происходящем, но Его участие не абсолютно
- 1. Общий Промысел
- 2. Особый Промысел
- 3. Чудеса
- 4. Сверхъестественные духовные события
- 1. Число ангелов
- 2. Категории ангелов
- 3. Предназначение ангелов
- 1. Библейские подтверждения дуализма
- 2. Дуализм или трихотомия?
- 3. Библейская терминология
- 2. Человек обладает исключительно тварной природой
- 3. Человек сотворен по образу Божьему
- 4. Реальность свободы воли
- 1. Грех есть беззаконие
- 2. Начало греха
- 3. Исходные предпосылки греха
- 1. Реальность злых духов
- 2. Природа злых духов
- 3. Дела злых духов
- 4. Христиане в духовном сражении
- 1. Сравнение разных подходов
- 2. Предполагаемое библейское обоснование доктрины первородного греха
- 3. Значение послания к Римлянам 5:12-19
- 1. Возраст ответственности
- 2. Вина грешника
- 3. Природа человека поражена грехом
- 4. Образ Божий в грешнике поврежден
- 1. Суть смерти
- 2. Аспекты смерти
- 3. Источник смерти
- 4. Характер смерти
- 1. «Настоящий век лукав»
- 2. Суетность творения
- 3. Проблема зла
- 1. Человеческая природа Христа
- 2. Божественная природа Иисуса
- 1. Божественные имена Иисуса
- 2. Божественные деяния Иисуса
- 3. Иисуса называют Богом
- 4. Иисус равен Богу
- 5. Поклонение Иисусу
- 6. Иисус отождествляется с Яхве
- 1. Адопцианская ересь
- 2. Арианство
- 3. Либеральное богословие
- 1. Божество Иисуса и Искупление
- 2. Божество Иисуса и Воскресение
- 3. Воплощение
- 1. Как объяснить непорочное зачатие?
- 2. Значение непорочного зачатия
- 4. Положение Христа по отношению к Отцу
- 1. Искупление
- 1. Действие креста направлено против дьявола
- 2. Действие креста направлено на человека
- 3. Другие ложные представления о кресте
- 1. Смерть Христа как умилостивление
- 2. Смерть Христа как выкуп
- 1. Начало нового творения
- 2. Основание нового творения
- 3. Залог нового творения
- 1. Духовное воскресение
- 2. Воскресение мертвых тел
- 1. Святой Дух и происхождение в Библии
- 2. Святой Дух и понимание Библии
- 1. До обращения
- 2. При обращении
- 3. После обращения
- 1. Старейшины в поместной церкви
- 2. Дьяконы в поместной церкви
- 3. Другие должности
- 1. Послание к Галатам 3:28
- 2. Первое Послание к Тимофею 2:12
- 3. Практические выводы
- 1. Учение об исчезновении и воссоздании
- 2. Сон души
- 3. Мгновенное воскресение
- 1. Бестелесность
- 2. Сознание
- 3. Мука или блаженство