logo
вера переданная святым

2. Бог принимает участие абсолютно во всем

Некоторые впадают в другую крайность, объясняя абсолютно все события вмешательством и действием Бога. Бог представляется им единственным причинным фактором во вселенной; «закон» и «свободная воля» — это просто слова, которыми обозначаются некоторые способы действия Бога. Такая точка зрения называется теистическим детерминизмом (Cottrell, God the Ruler, 66-86) и встречается как в христианстве, так и в других мировоззрениях. В христианстве теистический детерминизм отражен в первую очередь в кальвинизме, о котором в основном и пойдет речь в этом разделе.

Ключевое слово кальвинизма — причинность: считается, что в конечном счете Бог — высшая причина всего, что происходит (Cottrell, God the Ruler, 168-187). Различают первичные и вторичные причины, окончательные и непосредственные, конечные и прямые; но так или иначе, все сводится к Богу. Как отмечалось выше, понятие такой «всепричинности» лежит в самой основе кальвинистской концепции всевластия Бога.

Краеугольный камень этой концепции Божьего Промысла — понятие о предвечном определении Бога. «Определение» означает, что Бог от вечности назначил «все, чему суждено быть» — исключительно ради Своего замысла и Своей славы; ничто вне Его Самого не имеет в этом определении ни малейшего значения. Это и есть кальвинистская доктрина предопределения. Определение называется предвечным, потому что свершилось до сотворения и прежде, чем начало существовать что-либо внешнее по отношению к Богу. Таким образом, предвечное определение — это подробный проект или компьютерная программа всего, что когда-либо произойдет. Все события предопределены; история, или Промысел Божий — это просто исполнение предвечного определения.

Кроме того, предвечное определение всеобъемлюще: в нем предусмотрено «все, чему суждено быть» — исключений нет. Это значит, что все события физического мира и все решения человека запрограммированы заранее. Определение также обязательно, то есть все, что содержится в определении, непременно исполнится, потому что сила самого определения неизменна. В мире, конечно, есть множество причинных факто­ров, таких как законы природы, но это лишь вторичные причины, или инструменты в руках Бога. Все конкретные проявления этих сил также обусловлены определением.

Наконец, Божье определение безусловно, или абсолютно. Это значит, что все условия определения сокрыты в Самом Боге; ничто внешнее не может побудить Бога к действию или заставить Его действовать. Например, когда Бог назначает чему-либо произойти, это не зависит от Его предведения в отношении действий существ, наделенных свободной волей. Действия Бога не могут быть обусловлены действиями тварных существ — иначе Он не был бы всевластным Богом. Всевластный Бог всегда действует Сам и никогда не действует в ответ на что-либо (Cottrell, God the Ruler, 217-228). Именно поэтому кальвинисты отвергают идею обусловленного предопределения ко спасению на основании «предузнанной» веры (Рим. 8:29). Конечно, Бог отвечает и на веру человека, и на молитву просящего. Но и вера, и молитва рождаются не в самом тварном существе; они были предопределены от вечности.

Такое понимание вечного определения не оставляет места свободной воле тварных существ (Cottrell, God the Ruler, 175-179). Кальвинисты упоминают о свободной воле, но определяют ее в рамках детерминизма. Обычно свобода воспринимается как возможность выбирать между противоположностями, решать, сделать что-либо или нет. Но в кальвинизме концепция свободы представлена как способность принимать решения, следуя внутреннему естеству, побуждениям и желаниям. Иными словами, кальвинисты считают, что человек чувствует некое внутреннее побуждение, желание или склонность поступить тем или иным образом в той или иной ситуации и делает выбор, следуя своему желанию. На первый взгляд это кажется настоящей свободой в обычном ее понимании, однако следует вспомнить, что, согласно кальвинистской доктрине, Бог предопределил все желания и побуждения. В конечном счете Бог предопределяет все решения человека, в каждой ситуации вкладывая определенные желания и побуждения в человеческое сердце. Подобные решения можно назвать «свободными» только в том смысле, что человек чувствует, что делает свободный выбор, хотя Бог уже предопределил все заранее.

Итак, согласно доктрине кальвинизма, Промысел Божий заключается в том, что Бог постепенно воплощает то, что определил от века. Это подобно съемкам грандиозного фильма, где каждый кадр уже определен заранее написанным сценарием. Такое понимание Промысла влечет за собой концепцию «все, что ни происходит, делается по воле Божьей». Эта концепция, в свою очередь, приводит к тому, что некоторые винят Бога во всех невзгодах и бьются над вопросом: «Почему Бог так со мной поступает?»