logo
вера переданная святым

5. Сотворение и этика

Главный вопрос этики: «Что именно я должен делать?» Его можно разделить на два более конкретных вопроса: вопрос этического знания («что») и вопрос этической обязанности («должен»). Ответы на оба вопроса основаны на реальности сотворения мира ex nihilo.

Этическое знание — это набор заповедей или норм, согласно которым мы должны жить. Существуют ли такие нормы? Есть ли правила или ценности, которые не зависят ни от истории, ни от культуры и обязательны для всех народов во все времена? Те, кто отрицает существование трансцендентного Бога-Творца, должны ответить: «Нет». Если нет трансцендентного Творца, то все нормы неизбежно имманентны и относительны. Такое мировоззрение приводит к тому, что, в конечном счете, каждый создает свой собственный свод этических правил и все общество руководствуется принципом «кто сильнее, тот и прав». Но в свете сотворения подобные представления об этике оказываются ложными. Трансцендентный Творец — Источник и абсолютной истины, и абсолютных этических норм.

Второй этический вопрос — это вопрос обязанности, или долженствования. Прежде всего, почему вообще существует понятие долженствования? Почему этические правила необходимо соблюдать? Имеет ли кто-то право требовать от других соблюдения этих правил? Если Бога-Творца нет, то ответ на эти вопросы будет отрицательным. Если нет Творца, то нет и правил, обязательных для соблюдения. Из принципа «кто сильнее, тот и прав» следует только гипотетическое обязательство: «Если не хочешь, чтобы я тебе навредил, то ты «должен» делать то, что я говорю». Но если мир сотворен Богом, то Богу по праву принадлежит власть над всем, в том числе и над человечеством. Именно это дает Ему право и власть определять этические нормы и требовать их соблюдения. Поэтому Сотворение делает правила этики обязательными для всех.

Говоря о связи Сотворения с этикой, необходимо также отметить, что основание этики — именно Сотворение, а не Искупление. Различие между добром и злом основано на природе и воле Бога как Творца, а не как Искупителя. Поэтому те, кто считает, что Иисус Христос в роли Искупителя служит истинным основанием этических обязанностей и главным источникам этических норм, совершают серьезную ошибку (одно из «христологических заблуждений»). Искупление оказало огромное влияние на этику, особенно в том, что касается мотивов поведения и способности к послушанию; однако основополагающие нормы и обязанности вытекают именно из Сотворения. (См. Cottrell, God the Creator, 166-191.)

Г. Первичность Сотворения

Некоторые искренне верующие христиане, руководствуясь ложным пониманием духовности, впадают в христологические заблуждения, которые распространяются не только на их представления об этике, но и на богословские взгляды и мировоззрение в целом. Стремясь во всем превозносить Иисуса Христа, они ошибочно делают Его «центром» каждого аспекта жизни. Они говорят: «Иисус — это всё», то есть на Нем основаны доктрина, этика, богослужение, церковная музыка и все добродетели повседневной жизни. По словам одного писателя, «Иисус — ключ к познанию вселенной» (Jenkins, 35-36). Или, как пишет автор статьи «Иисус в центре всего»: «Именно в Иисусе Христе должны определяться подлинное значение и Ценность всех духовных концепций и всех поступков, имеющих духовный смысл». И далее: «Значение всех доктрин и всех предписаний веры открывается в Нем, в Его природе, характере и деяниях» (Cook, 35-36).

Повторяю: это серьезное заблуждение. Те, кто так считает, приписывают Иисусу роли, которые никогда Ему не предназначались. Сторонники подобного богословия упускают из виду некоторые факторы, которые действительно должны быть в центре определенных аспектов нашей жизни. В частности, они не до конца понимают значение Сотворения и отношений человека с Богом-Творцом (Cottrell, God the Creator, 171-191).

На вопрос: «Что должно быть центром нашей жизни?» ответить можно по-разному, в зависимости от того, о каком аспекте жизни идет речь. Поэтому всегда нужно уточнять, что именно имеется в виду. Если мы говорим о самой сути, то центр нашей жизни — Бог-Творец, а не Иисус. Иными словами, подлинный смысл человеческой природы открывается только в свете Сотворения. На самом глубинном уровне наше существование основано в Боге-Творце, и наши отношения с Ним первичны. Ответ на вопрос: «Кто я?» начинается прежде всего с осознания себя как творения Божьего.

Таким образом, чтобы понять основные аспекты нашего бытия, следует обратиться к Богу-Творцу. Например, воля Божья (в частности, в этике) открывается нам как воля Творца. Как уже объяснялось, основа этики — Сотворение, а не Искупление. Поэтому основные заповеди Бога (например, в отношении брака и развода) распространяются на все человечество, а не только на христиан. И поскольку человек связан с Богом прежде всего как с Творцом, то эта связь первична для всех людей. Только с этой точки зрения имеет смысл выражение «все люди — братья». Все люди из общего откровения знают Бога-Творца и Его волю, и все согрешили против Него. Но не все знают Бога как Искупителя; знание Бога-Искупителя — приобретенное знание, а не врожденное.

Вопрос о том, что должно быть в центре нашей жизни, можно сформулировать по-другому. Тогда и ответ будет другим. Если речь идет об эпистемологическом центре, то центральное место принадлежит Библии, а не Иисусу. Те, кто считают, что подобное утверждение принижает роль Иисуса и превращает Библию в идола, не понимают ни сути эпистемологии, ни различия между формой и содержанием. Эпистемология отвечает прежде всего на вопрос о способе получения знания’, это один из основных вопросов в любом исследовании. Но вопрос этот связан с формой, и форма никак не противоречит содержанию. Называя Библию эпистемологическим центром, мы имеем в виду, что только в ней открывается истинное знание о Том, Кто занимает центральное место в нашей жизни. Именно в этом состоит смысл давнего принципа: «Библия, и только Библия — единственный канон веры и жизни». Вера в Библию как источник истины о Творце и о Христе не противоречит вере во Христа как источник спасения.

Наконец, можно задать и такой вопрос: что находится в экзистенциальном центре нашей жизни? На вопрос, сформулированный таким образом, можно смело ответить: Иисус Христос. Он — центр, вокруг которого строится (или должна строиться) наша повседневная жизнь; Он — центр нашей совести. Из всех отношений с Богом сильнее всего мы чувствуем именно эти отношения с Христом — Господом и Спасителем. Он — Тот, о Ком мы больше всего знаем и Кто нам ближе всех. Поскольку именно Христос спас нас от греха, Ему мы обязаны больше, чем кому бы то ни было. Христос обычно занимает центральное место в нашем богослужении. Мы желаем, чтобы вся наша жизнь была сосредоточена на Христе и прославляла Его. Недаром мы называемся христианами. В целом все, что бы мы ни делали для Бога, мы делаем во имя Господа Иисуса Христа (Кол. 3:17). Так и должно быть.