logo
вера переданная святым

1. До обращения

До обращения человека действия Святого Духа направлены на то, чтобы вызвать в неверующем сердце веру и покаяние. Христос учил, что Святой Дух «обличит мир о грехе и о правде и о суде» (Ин. 16:8). Слово, переведенное как «обличит» (elencho), означает действие, заставляющее человека увидеть свои грехи, чтобы осознать свою вину и измениться. Чтобы обличить грехи, необходимо провозглашать истину, или представлять разумные доводы, но не играть эмоциями. Есть два способа, посредством которых Святой Дух совершает действие обличения: силой Писания и промыслительным вмешательством. Первый способ присутствует во всех случаях, второй — далеко не всегда.

Главный способ воздействия Святого Духа на сердце неверующего — через богодухновенное слово Библии. К вере и покаянию прежде всего приводит сила Божьего Слова. Иоанн так пишет в своем Евангелии: «Сие же написано, дабы вы уверовали» (Ин. 20:31). Евангелие — это «сила Божия ко спасению» (Рим. 1:16).«.. .вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10:17). См. также Лк. 8:11-15; Ин. 6:44-45; 1 Кор. 4:15; Евр. 4:12; Иак. 1:18; 1 Пет. 1:23. Влияние Слова на сердце грешника также можно отнести к действию Святого Духа, так как само Слово было написано под Его руководством. Все, что совершает Слово, совершает и Святой Дух.

Второй способ, посредством которого Святой Дух иногда приводит грешника к вере и покаянию, заключается в промыслительном вмешательстве. Действия Духа в данном случае схожи с теми, которые объяснялись в разделе II А 2 («Святой Дух и понимание Библии»), Далеко не все промыслительное вмешательство такого рода следует приписывать Святому Духу, так как оно может исходить и от Отца, и от Сына. Суть промыслительного вмешательства заключается в том, что, помимо действия Слова (которое присутствует всегда), Бог иногда промыслительным образом делает и так, что неверующий на своем пути сталкивается с истиной. В этот момент Бог побуждает его уверовать и покаяться. К примеру, Бог дает неверующему возможность услышать христианина, или внушает определенные мысли, или навевает особые воспоминания. Сердце грешника может смягчиться в результате стихийного бедствия, болезни, горя в семье или же просто от услышанной песни или высказанных кем-то слов. Реальность такого промыслительного вмешательства придает смысл молитвам об обращении неверующих.

Когда мы говорим о действии Духа в жизни неверующего, следует избегать двух крайностей. Во-первых, неверно полагать, что Святой Дух оказывает влияние на неверующих только через Библию. Во-вторых, следует отвергнуть кальвинистское представление о том, что Святой Дух непосредственным образом вкладывает веру и покаяние в сердце неверующего, давая ему непреодолимую благодать. Святой Дух действует в жизни всех неверующих, и Ему можно противиться. Евангелие, провозглашающее смерть Спасителя, обладает силой, притягивающей к себе всех, кто слышит (Ин. 12:32), но некоторые этой силе сопротивляются (Деян. 7:51).

Все эти действия, совершаемые Святым Духом в жизни верующего, не стоит относить исключительно к эре Нового Завета. Даже в ветхозаветные времена Дух действовал посредством пророческого слова и Промысла, чтобы привести грешников к покаянию и вере. Однако новое действие Святого Духа в новозаветный век проявляется в том, как Он участвует в самом обращении грешника и направляет дальнейшую жизнь верующего.