4. Образ Божий в грешнике поврежден
Наконец, рассмотрим утверждение о том, что грех искажает в нас образ Божий. Насколько оно верно? Вопреки тем, кто считает, что образ Божий в человеке полностью уничтожен грехом, Библия учит, что грешники (то есть люди в целом) в определенном смысле по-прежнему отражают в себе образ Божий (см. Быт. 5:1-3; 9:6; Деян. 17:28; 1 Кор. 11:7; Иак. 3:9). Однако в Писании также упоминается и о том, что спасение связано с восстановлением этого образа (Еф. 4:22-24; Кол. 3:9-10). Чем это объяснить?
Мы уже говорили о том, что образ Божий включает в себя форму и содержание. Форма образа — это личностные атрибуты, особенно способность к общению с Богом. Этот аспект образа Божьего грехом не затронут. Даже будучи грешниками, мы все равно не перестаем быть людьми. Мы по-прежнему обладаем всеми личностными атрибутами, в том числе и способностью общаться с Богом на личном уровне.
Но грех очень сильно исказил содержание образа. До грехопадения образ Божий в человеке означал истинное знание о Боге и святость, подобную Божьей. Но грех заменяет истинное знание ложью, а святость — порочностью.
Когда образ Божий искажается, нарушаются и те отношения, для которых мы были созданы. До грехопадения человек господствовал над землей. Земля и все, что на ней, должны были служить нам. Но под властью греха мы утратили власть над творением. Мы попали в рабство бездушного творения и обстоятельств этого мира. Грешники — рабы таких вещей, как алкоголь, наркотики, деньги, секс и время. Вещи, которым предназначалось быть нашими друзьями и слугами, стали нашими врагами.
В результате человек утратил принадлежавшее ему место во вселенной. Изначально сотворенный порядок выглядел следующим образом:
БОГ
↓
ЧЕЛОВЕК
↓
МИР
Но, согрешая против Бога, мы пытаемся продвинуться вверх в этой иерархии, возвышая себя до уровня Бога и отрицая Его власть над нами. Однако грех производит противоположное действие. Вместо того чтобы возвести нас на высший уровень, он тянет нас на самое дно. Мы, грешники, подвластны теперь не только Богу-Вседержителю, но и самому миру.
БОГ
↓
МИР
↓
ЧЕЛОВЕК
Смерть человека
Христианская антропология (то есть изучение человека с позиций христианства) занимается, по словам Пьера Мори, «прежде всего вопросами смерти и ее причин» (Maury, 250). С этим утверждением нельзя не согласиться. Более того, мы считаем, что изучение христианских доктрин греха и спасения – это, прежде всего, изучение смерти и противоядия от нее.
В этой главе мы остановимся на самом факте смерти и на ее смысле. Что говорит Библия о смысле смерти в этом мире? Как именно умирают люди и почему? Какое отношение имеют к этому неизбежному событию Бог и дьявол? Что такое смерть — враг или друг?
- 1. Онтологический аргумент
- 2. Космологический аргумент
- 3. Телеологический аргумент
- 4. Исторический аргумент
- 1. Откровение
- 2. Богодухновенность
- 3. Безошибочность
- 1. Безотносительные атрибуты Бога
- 2. Атрибуты Бога, явленные в Его отношениях с творением
- 3. Атрибуты Бога, явленные в отношениях с созданиями, наделенными свободой воли
- 4. Атрибуты Бога, явленные в отношениях с грешниками
- 1. Сотворение
- 1. Сотворение из ничего, ex nihilo
- 2. Сотворение как свободный акт
- 3. Видимая и невидимая вселенная
- 3. Сотворение и человек
- 4. Сотворение и поклонение
- 5. Сотворение и этика
- 2. Божий промысел
- 1. Бог не участвует ни в чем
- 2. Бог принимает участие абсолютно во всем
- 3. Бог принимает определенное участие во всем происходящем, но Его участие не абсолютно
- 1. Общий Промысел
- 2. Особый Промысел
- 3. Чудеса
- 4. Сверхъестественные духовные события
- 1. Число ангелов
- 2. Категории ангелов
- 3. Предназначение ангелов
- 1. Библейские подтверждения дуализма
- 2. Дуализм или трихотомия?
- 3. Библейская терминология
- 2. Человек обладает исключительно тварной природой
- 3. Человек сотворен по образу Божьему
- 4. Реальность свободы воли
- 1. Грех есть беззаконие
- 2. Начало греха
- 3. Исходные предпосылки греха
- 1. Реальность злых духов
- 2. Природа злых духов
- 3. Дела злых духов
- 4. Христиане в духовном сражении
- 1. Сравнение разных подходов
- 2. Предполагаемое библейское обоснование доктрины первородного греха
- 3. Значение послания к Римлянам 5:12-19
- 1. Возраст ответственности
- 2. Вина грешника
- 3. Природа человека поражена грехом
- 4. Образ Божий в грешнике поврежден
- 1. Суть смерти
- 2. Аспекты смерти
- 3. Источник смерти
- 4. Характер смерти
- 1. «Настоящий век лукав»
- 2. Суетность творения
- 3. Проблема зла
- 1. Человеческая природа Христа
- 2. Божественная природа Иисуса
- 1. Божественные имена Иисуса
- 2. Божественные деяния Иисуса
- 3. Иисуса называют Богом
- 4. Иисус равен Богу
- 5. Поклонение Иисусу
- 6. Иисус отождествляется с Яхве
- 1. Адопцианская ересь
- 2. Арианство
- 3. Либеральное богословие
- 1. Божество Иисуса и Искупление
- 2. Божество Иисуса и Воскресение
- 3. Воплощение
- 1. Как объяснить непорочное зачатие?
- 2. Значение непорочного зачатия
- 4. Положение Христа по отношению к Отцу
- 1. Искупление
- 1. Действие креста направлено против дьявола
- 2. Действие креста направлено на человека
- 3. Другие ложные представления о кресте
- 1. Смерть Христа как умилостивление
- 2. Смерть Христа как выкуп
- 1. Начало нового творения
- 2. Основание нового творения
- 3. Залог нового творения
- 1. Духовное воскресение
- 2. Воскресение мертвых тел
- 1. Святой Дух и происхождение в Библии
- 2. Святой Дух и понимание Библии
- 1. До обращения
- 2. При обращении
- 3. После обращения
- 1. Старейшины в поместной церкви
- 2. Дьяконы в поместной церкви
- 3. Другие должности
- 1. Послание к Галатам 3:28
- 2. Первое Послание к Тимофею 2:12
- 3. Практические выводы
- 1. Учение об исчезновении и воссоздании
- 2. Сон души
- 3. Мгновенное воскресение
- 1. Бестелесность
- 2. Сознание
- 3. Мука или блаженство