logo search
вера переданная святым

1. Действие креста направлено против дьявола

Наименее правдоподобное объяснение креста заключается в том, что действие его направлено в первую очередь на дьявола (там же, 356-357; см. Aulen, 47-55). Этого взгляда придерживались многие Отцы Церкви вплоть до V века, в том числе и Блаженный Августин. В несколько видоизмененной форме эта доктрина представлена также у Бернарда и Лютера. Такое объяснение креста основано на словах Христа о том, что Он пришел «отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20:28). Из этого делается вывод, что там, где есть выкуп, должен быть и покупатель, и, скорее всего, этот покупатель — дьявол. Грешник находится во власти дьявола; некоторые богословы считают даже, что власть эта вполне законна и справедлива, так как грешник сам продал себя в рабство сатане. В таком случае для спасения человека необходимо освободить его от этой власти. В соответствии с этим учением, главная (хотя и не единственная) цель креста заключалась именно в том, чтобы освободить нас от власти дьявола. Крест был важнейшей частью замысла, состоявшего в том, чтобы вырвать нас из лап сатаны. Некоторые считают, что все искупление сводится к схватке между Богом и дьяволом. Другие настаивают на том, что за наше освобождение необходимо было заплатить дьяволу назначенную цену. Есть и такие, кто учит, что все это было частью замысла, исполнив который, Бог перехитрил или обманул сатану.

Обман этот якобы заключался в том, что Христос пользовался славой чудотворца, и дьявол посчитал Его таким ценным трофеем, что в обмен на Него готов был отдать всех остальных. Но дьявол не понимал, что в человеческой природе плотника из Назарета скрывается Бог Логос, Воскресение Которого избавит Его от власти сатаны — после того как пленники уже будут отпущены. Как писал Григорий Нисский (живший в IV веке н. э.): «Поэтому, чтобы требующему за нас выкупа можно было взять тако­вой, Божество сокрылось под завесой нашего естества, и враг, как жадная рыба, вместе с приманкой плоти проглотил крючок Божества»2. Августин использовал похожее сравнение — с приманкой в мышеловке.

Однако сама идея обмана идет вразрез с природой святого и всемогущего Бога. Конечно, деяния Христа отчасти были направлены против дьявола (Евр. 2:14-15; 1 Ин. 3:8). Но Христос победил сатану силой, а не обманом. Кроме того, Он одержал победу скорее в Воскресении, нежели на распятии. Поэтому мы считаем ложным учение о том, что действие креста в первую очередь направлено на дьявола.