logo search
вера переданная святым

2. Человек обладает исключительно тварной природой

Далее мы подробно остановимся на очень важной истине: человек — существо полностью тварное. И тело, и дух человека сотворены Богом. Как мы уже говорили, доктрина Сотворения ex nihilo содержится только в Библии. Поэтому и доктрина об исключительно тварной природе человека тоже открывается только в Писании. Во всех небиблейских мировоззрениях по крайней мере часть человека обычно считается несотворенной. Материалистический монизм учит, что материя вечна, а человек — всего лишь одна из стадий вечного случайного процесса эволюции вечной материи. В духовном монизме (в частности, в индуизме) тело обычно считается временным и даже нереальным; зато дух, или хотя бы часть его, отождествляется с вечным божественным духом. В языческом дуализме материю, а, следовательно, и тело, принято рассматривать как временное зло; духу же приписывается вечная и часто даже божественная природа. Однако Библия, опровергая все эти ложные учения, содержит доктрину об исключительно тварной природе человека. Только Бог вечен и не сотворен; и Он один обладает бессмертием (Ин. 1:3; Рим. 1:25; 1 Тим. 1:16).

Несмотря на то, что это учение ясно изложено в Библии, многие искренне верующие христиане наивно полагают, что душа, или дух, — это частица Бога, изначально обладающая бессмертием и даже божественными атрибутами. Александр Кэмпбелл писал: «Господи, что есть человек? Твой отпрыск, выросший из праха земного и наделенный частью Твоего Духа». Таким образом, у человека «есть нечто общее с Богом», в человеке «заложено Божество» (Campbell, «Colleges,» 63-64). Крофорд утверждает: «Тело человека — Божье творение. Дух же человека — Божий дар, который вдохнул в него Господь» (Crawford, 1:142-143). По словам Крофорда, именно это описано в Быт. 2:7: «Бог склоняется над безжизненной формой, которую только что сотворил. А затем из уст Его исходит мельчайшая часть Его собственной сущности». По мнению Сейерса, Быт. 2:7 свидетельствует о том, что душа продолжает существовать и после смерти, потому что «нельзя убить то, что обладает божественной природой!»

Некоторые из тех, кого условно можно назвать христианами, считают, что при сотворении человек не обладал божественной природой, однако он каким-то образом примет божественную природу, когда спасение завершится. Именно на этой идее выстраивают свое учение о спасении мормоны; но иногда она встречается и у более ортодоксальных христиан. Эти представления основаны на ошибочном толковании таких стихов, как Фил. 3:21 и 1 Ин. 3:2, где сказано, что воскреснув, мы будем как Христос. Эти тексты понимаются применительно к божественной, а не к прославленной человеческой природе Христа. В 2 Пет. 1:4 Апостол называет верующих «причастниками Божеского естества», но нашу причастность к божествен­ной природе следует понимать исключительно как этическое единство с Богом, а не как обладание Его божественной сущностью. Иными словами, мы разделяем только некоторые, передающиеся, атрибуты Бога, такие как нравственная святость, любовь и терпение (см. 1 Пет. 1:15-16).

Сама мысль о том, что конечные существа когда-либо обретут атрибуты бесконечности, противоречит логике. Только трансцендентный Бог-Творец бесконечен. Никто другой обладать этим атрибутом не может. Поэтому христианам не стоит желать или ожидать «освобождения» от конечной природы, словно от каких-то противоестественных уз. Ни смерть, ни спасение не означают, что мы обретем атрибут, принадлежащий исключительно бесконечному Творцу. Умерев, мы не «отправимся в вечность», то есть не будем существовать вне времени. Не достигнем мы и полноты познания. В 1 Кор. 13:12 не сказано, что мы станем всеведущими. Мы — конечные существа и будем конечными всегда.

Обожествление человека, будь оно связано с Сотворением или спасением, — глубоко ошибочная доктрина. Она стирает различие между Богом и человеком, между Творцом и творением. Более того, она возводит человека на уровень Бога — а именно в этом и заключалось первое искушение (Быт. 3:5). Это верх безрассудного надмения, самая суть греховной гордыни. Учение о несотворенности человека или принижает Бога, или слишком возвышает человека. Оно отрицает уникальную роль Христа и Его Воплощение. Это полностью противоречит подлинному христианству (см. Cottrell, God the Creator, 151-154).

He менее ошибочна идея о том, что душа (или дух), хотя и не обладает божественными атрибутами, все же изначально вечна. Это языческая концепция, противоречащая библейскому учению. Она идет вразрез с доктриной о человеке как о существе полностью тварном, а также отрицает, что такой атрибут, как вечность принадлежит только Богу. С точки зрения логики, доктрина о вечности души делает человека равным Богу, потому что вечное должно обладать и божественными атрибутами. Однако Библия учит, что Бог — «Единый имеющий бессмертие» (1 Тим. 6:16).

Концепция врожденного бессмертия приводит ко многим ложным представлениям о вечном наказании. Некоторые учат, что Бог сотворил ад не потому что этого требовала Его святость, а потому что души беззаконников бессмертны, и где-то же им надо существовать вечно. Другие противопоставили этому заблуждению другое, еще худшее. Они справедливо отвергли представление о безусловном бессмертии души. Но затем они пошли дальше, заявив, что эта ошибочная концепция якобы привела к тому, что некоторые учителя ранней Церкви выдумали доктрину вечного наказания, хотя в Библии ее нет. Таким образом, они отрицают учение о вечном наказании, полагая, что если душа не бессмертна, то и вечного наказания нет. Таких взглядов придерживаются Свидетели Иеговы и адвентисты седьмого дня, отрицающие не только бессмертие души, но и само ее существование. У этой позиции есть сторонники и среди богословов Движения Возрождения — Кертис Дикинсон (Curtis Dickinson), Расселл Боутмен (Russell Boatman), Эдвард Фадж (Edward Fudge).

Действительно, поскольку душа — творение Божие, то, как и тело, она может погибнуть или уничтожиться. Она может подвергнуться аннигиляции и уйти в небытие, но это вовсе не значит, что так и произойдет. На самом деле, душа не прекращает существование в момент смерти или после нее — просто потому, что таковы воля и замысел Бога. Душа способна прекратить существование, однако она не исчезает в момент физической смерти. Отделившись от физического тела, она продолжает существовать. Кроме того, души грешников, как и тела, не подвергнутся аннигиляции после отведенного времени наказания в аду. После воскресения душа и тело снова соединятся навеки — на небесах или в аду. Произойдет это не из-за каких-то неотъемлемых свойств души, а потому, что так решил Бог.

Идеи божественности души или ее безусловного бессмертия приводят к ложному противопоставлению души и тела. Считается, что душа важнее тела. В результате возникает представление о том, что душа или дух — единственная значимая и подлинная часть человека, а все остальное не в счет. Да, в каком-то смысле можно сказать, что душа или дух обладает большей важностью, так как именно этот аспект человека сотворен по образу Божьему. Верно и то, что нынешнее тело находится под проклятием греха и смерти и нуждается в искуплении (Рим. 8:23). Однако мы отвергаем как лжеучение идею о том, что тело по природе своей — временная обуза, а душа обладает несотворенной и вечной природой.