logo search
вера переданная святым

3. Мгновенное воскресение

Третья точка зрения, отрицающая промежуточное состояние, — концепция мгновенного воскресения. Согласно этому учению, как только человек умирает, ему дается вечное воскресшее тело. Иными словами, никакого промежуточного состояния и бестелесного существования нет. До смерти человек живет в теле, а в момент смерти получает новое тело.

Некоторые сторонники этой идеи верят в существование души как независимой духовной составляющей (то есть придерживаются антропологического дуализма); но они считают, что душа всегда живет в теле. Другие сторонники теории мгновенного воскресения придерживаются монистического взгляда на человеческую природу. Принимая учение о мгновенном воскресении, они отрицают существование души отдельно от тела и в то же время признают, что человеческое существование не прерывается смертью. Этого мнения придерживаются Мюррей Харрис (140) и У. Д. Дэвис (317-318).

Некоторые сторонники мгновенного воскресения, отрицая промежуточное состояние как условие человеческого существования, не отрицают реальности промежуточного периода между смертью и Вторым Пришествием. Они только утверждают, что в это время человек не испытывает «бездомного» состояния. Такая точка зрения обычно основывается на 2 Кор. 5:1-10. Один из сторонников этой позиции — Харрис, по мнению которого Павел в этом тексте учит, что «между разрушением этого земного дома [тела] и получением духовного дома [тела] не будет никакого «периода бездомных скитаний» (98-99). Харрис, правда, прибегает к выражению «промежуточ­ное состояние», но понимает под этим промежуточный период времени, которое проходит между смертью индивида и возвращением Христа, а не бестелесное существование на протяжении этого периода (133-142).

Я отвергаю эту версию немедленного воскресения как экзегетически и теологически несостоятельную. Главная ее проблема связана с ошибочным толкованием 2 Кор. 5:1-10 — фрагмента, который будет рассматриваться в следующем разделе. Кроме того, несмотря на то, что верующие, согласно этому учению, получают тела сразу же после смерти, они все равно ожидают возвращения Христа. Но Новый Завет постоянно упоминает о связи между телесным воскресением (и верующих, и неверующих) и Вторым Пришествием Христа. Эриксон (Erickson, Theology, 1188) отмечает, что учения, отрицающие связь между получением новых тел и возвращением Христа, противоречат таким текстам, как Ин. 5:25-29; Фил. 3:20-21 и 1 Фес. 4:16-17. Купер отмечает, что 1 Фес. 4:13-18 говорит о «воскресении всех верующих в одно и то же время — при Втором Пришествии». Таким образом, считает Купер, сторонники доктрины мгновенного воскресения должны отвергнуть этот текст как содержащий лжеучение (Cooper, 137). Он обращает также внимание на то, что 1 Кор. 15 (например, стихи 22-23,51-52) связывает всеобщее воскресение со Вторым Пришествием (139). Согласно Фил. 3:20-21, возвращение Христа и преображение человеческих тел «происходят в одном и том же будущем времени»; такой же вывод можно сделать и из Рим. 8:18-23 (153).

Есть и другая разновидность теории мгновенного воскресения, сторонники которой пытаются избежать вышеупомянутых трудностей, указывая на качественное различие между временем и вечностью. Те, кто придерживается такой точки зрения, отвергают не только промежуточное состояние, но и промежуточный период времени между смертью человека и эсхатологическими событиями — возвращением Христа, всеобщим воскресением и окончательным судом. В момент смерти человек просто «засыпает» в старом теле и сразу же «просыпается» в новом теле в день суда. Счита­ется, что это возможно благодаря отличию вечности от времени. Пока мы живы, мы находимся во времени; умирая, мы «уходим в вечность», и время над нами уже не властно. По словам Нормана Андерсона, «умирая, мы покидаем пространственно-временной континуум и входим туда, где время вливается в вечность. Поэтому вполне возможно, что умершие во

Христе сразу же попадают в день Второго Пришествия, где в новых телах пребывают со Христом. Для нас, ныне живущих, все эти события находятся в будущем, для них это уже реальность настоящего» (33).

Стремясь доказать, что это возможно, Эмиль Бруннер утверждает, что не нужно проводить различие между днем смерти, который во времени, и днем Второго Пришествия, который в вечности:

«Здесь, на земле, есть «до» и «после», а также периоды времени, охватывающие века и даже тысячелетия. Но на другой стороне, в мире воскресения, в вечности, нет такого разделения времени — нет времени, которое проходит. День смерти у каждого свой, потому что он принадлежит этому миру. День воскресения один для всех, но он не отделен от смерти интервалами протяженностью в столетия, потому что эти интервалы — здесь, а не там, в присутствии Божьем, где «тысяча лет как один день»» (Brunner, Норе, 152).

Далее Бруннер пишет, что поскольку «временное земное» отлично от «вечного небесного», нельзя сказать, что мы входим в присутствие Христа «сразу после смерти. В вечности нет ни «до», ни «после». Пространство и время исчезают со смертью» (Brunner, Норе, 153). «В этом мире события отделены друг от друга временем; из вечности же они видятся одновременно, в вечном Настоящем» (Brunner, Dogmatics, 111:393).

Уильям Бейкер, толкуя 2 Кор. 5:1-10, придерживается схожей точки зрения. «Отсутствие промежуточного состояния между смертью и воскресением, — пишет он, — вполне объяснимо, если выйти за рамки времени, ограничивающего человеческое существование…. Если Бог вне времени, (2 Пет. 3:8), подобно тому, как Он над вселенной и вне ее, то и люди не обязательно ограничены временем после смерти. (Baker, 201). Следовательно, мы полагаем, что не будет «времени ожидания или какого-либо промежуточного состояния» между смертью и судом, потому что «после смерти временные факторы теряют значение» (Baker, 218)1.

Мы отвергаем такое понимание промежуточного состояния, потому что оно основано на несуществующем различии между вечностью и временем. Во-первых, даже если бы различие между вечным Богом и сотворенным временем было именно таким, оно все равно не отражалось бы на нашем состоянии после смерти, потому что, умирая, мы не «уходим в вечность», то есть не входим в божественное (вечное) измерение. Мы попадаем в измерение сотворенных Богом духов, в невидимое творение, где обитают ангелы. Это и есть «небеса», на которых Иоанн видел Божий трон, — непрестанное духовное Богоявление (гл. 5), где воскресший Христос ныне пребывает в прославленном человеческом теле. В это измерение попадает дух человека после смерти (Откр. 6:9-10; 15:1-4; 20:4). Это — не «вечность», но такая же часть временного творения, как и видимая пространственно-временная вселенная, в которой мы живем до момента смерти. На этих «небесах» действуют все временные огра­ничениям. Сотворенные существа не могут существовать иначе. Те, кто утверждает противоположное, сводят на нет различие между Творцом и творением, обожествляя человека.

Кроме того, концепция вечности, которой придерживаются сторонники теории мгновенного воскресения, неприменима даже к самому Богу. Понятия вечности и одновременности, обычно используемые в классическом теизме, не имеют под собой библейского основания (см. га. 3; см. Cottrell, God the Creator, 259-263; God the Redeemer, 484-486). Вечное существование Бога, которое Он осознает, проходит вдоль оси времени. Прошлое, настоящее и будущее реальны в Его сознании и деяниях. Поэтому если бы даже после смерти мы входили в божественное измерение (чего не происходит), мы все равно бы не попадали в некую вневременную сферу, где все события собраны в «вечном Настоящем».

В этом разделе мы привели три альтернативных объяснения, отвергающих существование промежуточного состояния: теория исчезновения и воссоздания, теория сна души и теория мгновенного воскресения. У каждой из этих теорий есть свои проблемы, и ни одна из них не согласуется с фактами, о которых пойдет речь в следующем разделе.

Б. Библейское подтверждение реальности промежуточного состояния

Большинство христиан во все времена придерживались учения о промежуточном состоянии, потому что Библия содержит множество свидетельств в его пользу. В этом разделе мы приводим обзор текстов, подтверждающих два главных тезиса: первый — что после смерти люди продолжают осознанное существование; второй — что в этом состоянии находятся их души, отделенные от тела.

В 1 Цар. 28:11-19 Бог позволяет умершему Самуилу говорить с царем Саулом (ст. 3). То, что Самуил разговаривал с Саулом, подтверждает, что его сознание жило и после смерти. Его внешний вид (по словам колдуньи, ей явился «муж престарелый, одетый в длинную одежду», ст. 14) вовсе не обязательно отражает состояние, в котором он находился. Вполне возможно, что это была просто видимая форма, которую Бог дал ему для появления перед колдуньей.

Некоторое сходство прослеживается и в явлении Христу Моисея и Илии на горе Преображения (Мф. 17:3). Они беседовали с Иисусом — значит, они были живы и находились в сознании. Те образы, которые видели Петр, Иоанн и Иаков, тоже не обязательно свидетельствуют о том, как выглядят находящиеся по ту сторону смерти. Но это также и не значит, что Моисею и Илии уже были даны прославленные тела (вопреки мнению Бейкера — Baker, 201). Бесплотные ангельские духи тоже обладают видимой формой (Откр. 4:4—8; 8:2; 22:8), из чего можно сделать вывод о том, что души имеют форму, соответствующую телам. Та «слава», в которой явились Моисей и Илия (Лк. 9:31), была отражением славы преобразившегося Христа (Мф. 17:2; Мк. 9:2-3; Лк. 9:29,32); это не означает, что им уже были даны прославленные тела (см. Cooper, Body, 122-124).

В Мф. 10:28 Иисус учит: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне». Эти слова не относятся непосредственно к промежуточному состоянию, но из них ясно следует, что душа может быть отделена от тела и что после физической смерти она продолжает существование, независимое от тела.

В Лк. 16:19-31 Христос рассказывает притчу о богаче и Лазаре. Оба умерли и, находясь в сознании, продолжали существование. Нет сомнений в том, что существовали они в промежуточном состоянии (Cooper, 124—125). Те, кто отвергают значение этого текста, называя его «притчей и вымышленной историей» (Baker, 201), упускают ее смысл. Да, действительно, все притчи Иисуса были вымышленными историями — в том смысле, что речь в них шла не о каких-либо конкретных людях или исторических событиях. Но каждая притча отображает реалистичную ситуацию (свадебный пир, потерянные овцы, посев и жатва), а не мир фантазий. Даже если богач и Лазарь в притче не олицетворяют конкретных людей, обстоятельства рассказа отражают реальность загробной жизни (вопреки мнению Купера — Cooper, 126), иначе получалось бы, что Иисус вводит нас в заблуждение. Поэтому можно утверждать по меньшей мере то, что Иисус в этой притче подтверждает реальность промежуточного состояния, в котором умершие пребывают в сознании. Упоминание частей тела (глаз, пальца, языка — ст. 23-24) не значит, что души в этом состоянии обладают телами, поскольку, как уже говорилось выше, даже дух человека имеет форму, схожую с его телом.

В Лк. 23:42-43 приводится молитва разбойника на кресте: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» и ответ Иисуса: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю». Текст свидетельствует о том, что после смерти душа продолжит существование отдельно от тела, осознавая это. Само понятие рая подразумевает состояние блаженства (Hoekema, Bible, 103), но что это за блаженство, если оно не осознается? Обещание Иисуса о том, что разбойник будет с Ним, подразумевает, что после смерти разбойник будет находиться в сознании, потому что «какой смысл был бы в этих словах, если бы разбойник после смерти не осознавал, что находится в раю со Христом?» (там же).

Обещание Христа разбойнику свидетельствует также о том, что в раю буцут находиться отделенные от тела души. На эту мысль наводит то обстоятельство, что Сам Христос находился в раю, не имея тела, потому что воскрес Он только на третий день. Значит, и разбойник в раю находился в бестелесном состоянии.

Вскоре после этого обещания разбойнику, перед самой смертью, Иисус, «возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки твои предаю дух Мой» (Лк. 23:46). Побиваемый камнями Стефан, умирая, также призывает: «Господи Иисусе! прими дух мой» (Деян. 7:59). Эти тексты свидетельствуют, что дух продолжает существование и после смерти тела. В свете данного разбойнику обещания, Лк. 23:46 означает, что дух Христа пребывал после Его смерти в общении с Отцом, а разбойник — в общении со Христом. Стефан тоже, как и Христос, говорит о духе. Это означает, что и дух Христа, и дух Стефана общаются с Богом после смерти, будучи отделены от тел.

В Фил. 1:21-24 Павел утверждает, что рад «оставаться во плоти», если таким образом можно послужить Христу в этой жизни. Но что касается собственного желания Павла, то он предпочел бы «разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше». Эту мысль Павел выражает следующим образом: «Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение» (ст. 21). С точки зрения грамматики между словами, переведенными как «разрешиться» и «быть со Христом», существует тесная взаимосвязь. Это значит, что «в тот же самый момент, когда он [апостол] разрешится, то есть умрет, он будет со Христом». Павел не погрузится в сон и не перестанет существовать (Hoekema, Bible, 103-104). Может ли сон души или небытие быть «несравненно лучше», чем земная жизнь, в которой есть общение со Христом, пусть даже и несовершенное? (там же, 104).

Еще один очень важный для понимания промежуточного состояния текст — 1 Фес. 4:13-18. Павел пишет, что христианам не нужно скорбеть по тем верующим, которые умерли, потому что когда Иисус вернется, «то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним». При этом «мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе». Из этого текста следуют два очень важных вывода в отношении промежуточного состояния. Во-первых, умершие христиане пребывают в присутствии Христа, так как при Втором Пришествии Бог их «приведет с Ним» (ст. 14). Это еще раз подтверждает выводы, сделанные из Лк. 23:4243; Деян. 7:59 и Фил. 1:21-24. (Мы уже убедились, что описание смерти как сна не подразумевает бессознательного состояния умерших.) Во-вторых, когда верующие умирают и входят в присутствие Христа, они находятся в бестелесном состоянии до Второго Пришествия. Ст. 15 недвусмысленно говорит о том, что во время Второго Пришествия «мертвые во Христе воскреснут», то есть получат новые тела. Этот текст исключает возможность мгновенного воскресения.

В Евр. 12:22 сказано, что каждый христианин — житель и гражданин Сиона, града Бога живого, небесного Иерусалима (см. Фил. 3:20). Это духовное гражданство подразумевает возможность общения с «тьмами ангелов», со всей «церковью первенцев», а также с «Судией всех — Богом» и с Иисусом — «Ходатаем нового завета» (Евр. 12:22-24). Особо следует отметить, что круг общения каждого христианина включает в себя духов «праведников, достигших совершенства» (ст. 23). Эта фраза подтверждает, что промежуточное состояние существует. «Праведники» — это все святые Ветхого и Нового Завета. То, что они «достигли совершенства», означает полноту освящения, которая достигается только после смерти; следова­тельно, здесь говорится о святых, которые уже умерли. Речь идет только о духах этих святых, что подтверждает их посмертное существование в бестелесном состоянии. Эти духи, лишенные телесного одеяния, ожидают того момента, когда им будут даны прославленные тела. Как полноправные граждане небесного Иерусалима, эти духи пребывают в полноте общения с ангелами, церковью на земле, Богом-Отцом и Иисусом Христом. Это значит, что они полностью осознают, где они и что происходит.

Другой текст — 1 Пет. 3:18-20. В нем говорится о том, что Христос, быв умерщвлен по плоти, ожил духом, «которым Он и находящимся в темнице духам, проповедал». Фрагмент этот очень сложен для толкования, но тем не менее в нем мы также находим два подтверждения того, что промежуточное состояние реально. Во-первых, об Иисусе сказано, что Он (по Своей человеческой природе) был жив духом на протяжении короткого периода между смертью и воскресением. Его человеческий дух был отделен от тела (см. Лк. 23:46) и общался с умершими святыми в раю (Лк. 23Л2-АЪ), а также возвещал победу над грехом и смертью душам погибших в аду. Во-вторых, духи, «находящиеся в темнице», — это, судя по всему, те, кто умер, не раскаявшись. Текст свидетельствует о том, что после смерти живут только их духи (отделенные от тел), и что они понимают: слова Христа обращены к ним.

То, что духи беззаконников находятся в «темнице», объясняется в 2 Пет. 2:9, где сказано: «Знает Господь, как избавлять благочестивых’ от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания». Выражение «ко [eis - до] дню суда» означает, что Петр пишет об умерших беззаконниках, потому что они будут находиться в этом состоянии до самого Судного Дня. То, что они подвергаются наказанию, говорит о том, что они осознают происходящее. Это наказание — временное, оно лишь предшествует окончательному суду (Hoekema, Bible, 102). Эти слова Послания вполне соответствуют описанию того состояния, в котором находится богач в аду из притчи Иисуса (Лк. 16:19-31).

Одно из самых ясных упоминаний о промежуточном состоянии содержится в Откр. 6:9-10. Иоанн пишет: «Я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святой и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» Речь здесь идет, конечно же, о бестелесных духах, которые находятся в полном сознании и ощущают ход времени в ожидании Судного Дня. Иоанн особо упоминает, что это души убиенных, то есть мертвых. Он пишет, что видел не просто людей, а души людей. Они находятся в сознании, о чем свидетельствует то, что они осознают свое состояние, задают Богу вопросы и получают на них ответ (ст. 10-11). Они также находятся во времени; Судный День для них все еще в будущем, что видно из их вопроса: «Доколе?»

Некоторые считают, что такое изображение мертвых не соответствует реальности, что это всего лишь символическое видение, имевшее место только в сознании Иоанна. Однако те, кто так утверждает, заблуждаются и не различают в Книге Откровения грань между реальностью тронного зала (см. гл. 4, 5) и символизмом откровения, данного Иоанну, когда он находился в этом тронном зале. Души святых и алтарь, под которым они находятся, — это реальность, что подтверждается другими упоминаниями об алтаре-8:3,5; 9:13; 14:18; 16:7. Алтарь реален, реальны и души святых (см. Откр. 20:4).

Крайне важный текст, в котором упоминается о промежуточном состоянии, — 2 Кор. 5:1-10. Павел пишет о том, как победить страх смерти, который вызывает у многих желание максимально продлить земное существование. Страху смерти Павел противопоставляет два довода. Во- первых, в стихах 1—5 он уверяет верующих, что хотя наше земное тело и должно умереть, ему на смену обязательно придет вечное небесное тело. Эту мысль Павел передает, сравнивая дом с палаткой и изношенную одежду с новой. То жилище и та одежда, которые мы получим после смерти, будут намного лучше нынешних. Во-вторых, в стихах 6-8 Павел учит не бояться смерти, напоминая, что после смерти мы окажемся в обстоятельствах намного лучше нынешних. «Водворяясь в теле, мы устранены от Господа». О себе самом Павел пишет, что предпочел бы «выйти из тела и водвориться у Господа». То же самое желание выражается и в Фил. 1:21-23. В обоих текстах апостол подразумевает, что в промежуточном состоянии мы прекрасно будем осознавать, где мы и что с нами происходит.

Некоторые полагают, что это и есть главный вопрос при толковании этого текста: подтверждается ли в нем реальность промежуточного состояния или отвергается? Некоторые склоняются ко второму мнению, считая, что в тексте идет речь о мгновенном воскресении. Вопрос, по сути, сводится к тому, получаем ли мы новое, воскресшее тело (жилище) сразу же после смерти, или же между смертью и воскресеньем проходит некий промежуток времени, когда душа находится в промежуточном, бестелесном, «раздетом» состоянии.

Я считаю, что апостол Павел подтверждает правильность второго вывода — о реальности промежуточного состояния. По его словам, мы знаем, что после смерти нас ждет новое жилище, несравненно лучше настоящего. Мы стремимся к этому, потому что знаем, что со смертью нам придется оставить это нынешнее жилище, и мы не хотим быть бездомными, или раздетыми (ст. 1-3). Более того, «мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное наше поглощено было жизнью» (ст. 4). Зададим вопрос: если правы сторонники мгновенного воскресения, то почему Павел пишет, что мы «воздыхаем под бременем»? Если мы сразу получим новые тела, если нет «раздетого» состояния, то нет причин для вздохов, потому что нет никакого бремени! Но Павел пишет, что мы «воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься» (то есть, хотим быть одетыми, а не раздетыми). Единственное объяснение этих «воздыханий» в том, что Павел знал: облечемся мы не сразу; нам придется пережить промежуточное «раздетое» состояние.

Тем не менее, мы встречаем смерть с верой и радостью, потому что знаем, что со временем получим новые тела (ст. 5), хотя нам и придется пережить промежуточное состояние. Кроме того, если сравнить наше нынешнее существование в теле с ожидаемым состоянием временной бестелесности, второе все равно лучше, потому что мы увидим Господа (ст. 7) и пребудем в Его присутствии (ст. 8)!

Итак, 2 Кор. 5:1-10 не противоречит тому, о чем шла речь в других вышеупомянутых текстах. Все они учат, что внутренний человек, душа (дух), внутреннее «я» человека будет существовать и после смерти тела, осознавая свое состояние и ожидая Судного Дня. Промежуточное состояние действительно есть.

Сущность промежуточного состояния

В первом разделе этой главы мы изучили большую часть библейских текстов, говорящих о промежуточном состоянии, и установили сам факт этого состояния, его реальность. Из этих отрывков мы узнали множество подробностей о душах, находящихся в промежуточном состоянии между смертью и воскресением. Теперь наша задача — систематизировать эти сведения и ответить на возникающие вопросы.

А. Состояние души

Каким же будет промежуточное состояние? Что произойдет с нами, когда мы уснем в этом мире и проснемся в другом? Хотя наше состояние во многом будет зависеть от того, спасены мы или погибли, некоторые особенности промежуточного состоянии одинаковы для всех умерших.