logo search
вера переданная святым

1. Бестелесность

Главная общая особенность промежуточного состояния — бестелес- ность: наши души, или духи, будут существовать без физических тел. Это состояние неестественно для человека, которому от сотворения дана вечная гармония тела и духа. Смерть физического тела и его отделение от души стали последствиями греха. Отделение души от тела неестественно, но не невозможно. Душа сохраняет все особенности нашей личности. Поэтому даже вне тела мы обладаем всеми личностными особенностями, которые были до смерти. Не будем забывать, что хотя ангелы — по природе своей бестелесные духи, каждый из них — личность в самом полном смысле этого слова.

То, что в промежуточном состоянии у нас не будет тел, вполне логично, потому что «небеса», на которые мы попадаем после смерти, — не конечный наш удел. Они сотворены для невидимого духовного творения и населены ангелами — духами, сотворенными Богом. По самой своей природе небеса не могут быть естественной средой обитания для существ, обладающих телами. На небесах живут бесплотные существа (единственное исключение — Христос, живущий в прославленном теле). Воскресшие тела предназначены для жизни в вечном пристанище — на новом небе и новой земле (Откр. 21:1), которые еще не сотворены. Поэтому логично заключить, что, находясь в духовном мире, наш дух будет отделен от тела, воскресение которого отложено до нового творения.

То, что в промежуточном состоянии будут существовать только наши духи, вовсе не означает, что у нас не будет ни вида, ни формы. Наши органы чувств не позволяют нам видеть духовных существ (то есть ангелов); но в своем (духовном) мире ангелы обладают формой и цельностью. Подобно ангелам, каждый из которых имеет свой вид, наши духи тоже будут иметь вид, который, скорее всего, подобен нашему земному телу (см. 1 Цар. 28:11-19; Мф. 17:3; Лк. 16:19-31). Мы не будем аморфными сгустками энергии или бесплотными разумами, способными только к умственной деятельности (вопреки мнению Хабермаса и Морлэнда — Habermas, More- land, 117-119). Как духовные существа мы будем существовать в духовном пространстве и сможем общаться со всеми другими его обитателями.

Нужно помнить, что это бестелесное бытие — всего лишь промежуточное, временное состояние. Когда мы станем бестелесными душами, оно будет для нас естественным; но само бестелесное состояние для нас, людей, неестественно. Во время Второго Пришествия наши души получат тела, пригодные для жизни на новых небесах и новой земле; мы станем совершенными. Но до Второго Пришествия мы новых тел не получим; не следует думать также, что наши умершие близкие уже находятся в новых телах3.