logo search
вера переданная святым

1. Адопцианская ересь

Самый ранний пример христологической ереси — адопцианство, также известное как динамистическое монархианство. Предшественниками этой ереси были эвиониты, учение которых возникло в начале или середине второго века. Эвиониты особо выделяли человеческую природу Христа, отрицая Его истинное Божество. Они учили, что Иисус вел совершенную жизнь, и именно поэтому Бог дал Ему особое помазание во время крещения, возвысив Его над обычными людьми. Поэтому «в представлении эвионитов Христос — это религиозный супермен, возвышающийся… над всеми пророками, даже, в некотором роде, ангельское существо. Однако Он не обладает «метафизическим» превосходством в библейском смысле» (Skard, 37). Хотя эвиониты считали, что Христос возвышается над всем человечеством, они все равно ставили Его ниже Бога.

Называние «адопцианисты» обычно используется применительно к некоторым учителям, которые стали появляться жившим в конце второго века. Наиболее влиятельным из них был Павел Самосатский, умерший около 275 г. н.э. В общем и целом, эти учителя считали, что Иисус сначала был простым человеком, но так как Он жил праведно, Бог оказал Ему честь и усыновил, наделив Иисуса определенной силой и «божеством». Поскольку крещение Иисуса сопровождалось знамениями, многие адоп­цианисты считали, что именно в этот момент Бог соделал Его Сыном. Другие полагали, что провозглашение усыновления произошло в момент воскресения Христа. В любом случае, сторонники этого учения считали, что божество Христа не принадлежало Ему от начала, но было дано как награда. Таким образом, адопцианское учение предполагает, что Сын не равен Отцу по сущности, и что во всех отношениях Сын ниже Отца.