logo search
вера переданная святым

4. Иисус равен Богу

Существует много других библейских текстов, в которых, хотя Иисус и не назван Богом, ясно говорится о Его равенстве Богу. В одной из предыдущих глав, в разделе, посвященном доктрине Троицы, объяснялось, что в некоторых новозаветных текстах все три Лица Троицы упоминаются таким образом, чтобы подчеркнуть их единство. К таким текстам относится Великое поручение в Мф. 28:19: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Важно отметить то, что Иисус не говорит «в имена» или «во имя Отца и во имя Сына, и во имя Святого Духа». Нет, Он заповедует ученикам крестить в одно имя — Отца, Сына и Святого Духа. В библейские времена имена выбирались не произвольно и не просто для того, чтобы отличить человека от других. Считалось, что имя неотделимо от самого человека, что оно отражает свойства его характера и саму сущность. Потому, говоря об одном имени Отца, Сына и Святого Духа, Иисус подразумевает, что и Отец, и Сын, и Святой Дух обладают общими свойствами, природой и властью. В других текстах, упоминающих о триединстве, также подчеркивается равенство ипостасей Троицы (см. главу 3, раздел I Г).

О равенстве Иисуса Богу свидетельствуют и другие тексты. Как уже отмечалось, Ин. 5:23 — один из них. В этом отрывке Сам Иисус говорит, что Отец отдал весь суд Сыну, «дабы все чтили Сына, как чтут Отца». Главное слово в этой фразе — «как» (каМоя), означающее, что Сыну принадлежит такая же слава, как и Отцу.

Кроме того, следует обратить внимание на Гал. 1:1: «Павел Апостол, [избранный] не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцем, воскресившим Его из мертвых». В этом стихе Павел, разъясняя, откуда происходит его апостольское избрание, противопоставляет Иисуса людям и ставит Его наравне с Богом Отцом. В конструкции предложения использован только один предлог перед словами «Иисус Христос» и «Бог Отец», что подчеркивает Их единство.

Одно из самых сильных свидетельств божества Христа приводится в Фил. 2:6: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу». Описывая состояние Христа до Воплощения, Павел пишет, что Он был «образом Божиим» (еп тогрИе Меои). Понятие тогрИе, переведенное как «образ», передает совокупность качеств, составляющих сущность чего-либо. В данном случае тогрИе означает совокупность характеристик, делающих Бога Богом. То, что Христос был «образом Божиим», означает, что Ему принадлежали все качества и атрибуты Бога. Далее это утверждение подкрепляется словами о том, что Он был «равным Богу». Христу не нужно было приобретать эти качества и держаться за них, потому что они всецело принадлежали Ему и были неотъемлемой частью Его природы. (Более подробное толкование этого отрывка приводится ниже.)

В Послании Колоссянам 2:9 просто сказано: «Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно». Более ясное и недвусмысленное подтверждение Божественной природы Христа сложно было бы и представить. В человеческой («телесной») природе нашего Спасителя, как в постоянном обиталище, пребывает вся полнота Божества; к Его природе невозможно что-либо прибавить, потому что Он уже полностью Бог. Уорфилд объясняет это следующим образом: «Все, что составляет естество Божье, обитает во Христе» (Warfield, «Trinity,» 47).

Еще один стих, свидетельствующий о том, что Христос равен Богу- Отцу, — Евр. 1:3: «Сей [Сын], будучи сияние славы и образ ипостаси Его [Отца]». Дэвид Уэллс подчеркивает, что эти слова «вне всякого сомнения утверждают Божество». Развивая эту мысль, Он отмечает, что слово «ипостась» в особенности четко «указывает… на само естество Бога». Значение этого слова «предполагает не некий отдаленный намек, но ясное утверждение самой сути чего-либо». Таким образом, в этом стихе говорится о полном тождестве Отца и Сына.

Наконец, следует упомянуть и о том, как в Книге Откровения соотносятся деяния пребывающих в небесной славе Отца и Агнца. В греческом оригинале о Свином дне говорится, что это великий день «Их гнева» (6:17). На челах спасенных написаны имена Агнца и Отца (14:1). Бог и Агнец сидят на одном престоле (22:1,3); оба Они называются храмом и небесным светом (21:22-23). Кроме того, и об Отце, и об Агнце сказано, что Они пребывают вечно. В 1:8 Отец говорит: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, … Который есть и был и грядет» (см. 1:4; 4:8; 10:6; 15:7; 21:6). То же сказано и об Иисусе. В 22:13 Иисус говорит: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний» (см. 1:17; 2:8). На то, что эти слова принадлежат Иисусу, указывают стихи 12 и 20 — «Господь Иисус» «грядет вскоре». (См. Откр. 3:3,11; 16:15; 21:7.) Таким образом, вечная природа, которой в Ветхом Завете обладает один только Бог, принадлежит и Отцу, и Сыну (Ис. 40:10; 62:11).