2. Арианство
Другая ересь, отрицающая Божество Христа, называется арианством. Название происходит от имени самого ярого ее поборника — Ария, достигшего известности в начале четвертого века. В отличие от адопцианистов, которые считали, что в начале жизни Иисус был простым человеком, ариане учили, что Иисус был высшим небесным существом — первым, кого сотворил Отец.
В представлении Ария Бог настолько трансцендентен и отделен от всего тварного, что во всех отношениях с миром, даже в Сотворении, Ему необходим посредник. Поэтому Бог сотворил Сына, или Логос — некое полубожественное существо, выступавшее представителем Бога в сотворении физической вселенной. Логос обладал славой первого творения и участвовал в создании мира. Затем Он воплотился как Иисус из Назарета, и Его жизнь была настолько совершенна, что Отец оказал Ему еще большую честь, назвав Сыном Божьим. (В этом арианство пересекается с адопцианизмом.) Ариане даже утверждают, что Иисуса можно назвать «богом», но, конечно, Его божество ниже божества Отца.
Таким образом, в представлении ариан Иисус не обладает вечностью Бога; Он тварен и имел начало. Как гласил лозунг ариан, «Было время, когда Сына не было». Кроме того, согласно арианскому учению, природа Иисуса отличается от природы Отца; сущность Иисуса была сотворена ex nihilo (из ничего), и потому она конечна. Конечно, выше Иисуса стоит только Сам Бог, и сверхъестественная природа Иисуса возвышает Его над всеми другими существами. Тем не менее, Иисус тварен, и Его сущность невозможно приравнивать к сущности Отца. Сопоставляя сущность Отца и Сына, ариане обычно пользовались понятием homoiousios, что значит «обладающие похожей сущностью». Это понятие они противопоставляли ортодоксальной доктрине о том, что Отец и Сын — homoousios, то есть «единосущны». Иными словами, ариане отрицали то, что Отец и Сын обладают одинаковой сущностью. Как объясняет Скард, для ариан Сын — это всего лишь «подчиненный бог, находящийся на более низком метафизическом уровне». Этого «сверхчеловека с душой-Логосом, о котором говорят ариане, нельзя назвать ни Богом, ни человеком».
Однако Библия учит, что Христос был Богом во всей полноте, следовательно, арианство — это христологическая ересь. Именно таким было решение ранней церкви, решительно выступившей в начале четвертого века против учения Ария о Иотоютюй. Никейский Собор в 325 г. н.э. объявил арианство ересью и признал истинным учение о котоотюБ, то есть о единосущии Христа Отцу. Заключение Собора, приведенное ниже, ознаменовало один из важнейших моментов в развитии христологического учения:
«Верую во единого Бога Отца Всемогущего, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
И во единого Господа Иисуса Христа, единородного Сына Божия, от Отца рожденного прежде всех веков, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного \homoousios] Отцу, и чрез Которого все сотворено, сошедшего с небес ради нас, людей, и нашего ради спасения; страдавшего и погребенного, и воскресшего в третий день по Писанию, и вознесшегося на небеса, и сидящего одесную Отца, и снова грядущего во славе судить живых и мертвых. И в Духа Святого».
Следует отметить, что арианская ересь существует и сейчас — в частности, в учении секты Свидетелей Иеговы, которые считают, что ни человек-Иисус, ни предсущий предвоплощенный Логос не обладают вечностью Бога и Его сущностью. Свидетели Иеговы учат, что Логос был сотворен первым из всех существ. Прежде чем стать Иисусом из Назарета, Он существовал как архангел Михаил и был «богом», даже «сильным богом», но Его божество не сравнимо с Божеством Иеговы.
- 1. Онтологический аргумент
- 2. Космологический аргумент
- 3. Телеологический аргумент
- 4. Исторический аргумент
- 1. Откровение
- 2. Богодухновенность
- 3. Безошибочность
- 1. Безотносительные атрибуты Бога
- 2. Атрибуты Бога, явленные в Его отношениях с творением
- 3. Атрибуты Бога, явленные в отношениях с созданиями, наделенными свободой воли
- 4. Атрибуты Бога, явленные в отношениях с грешниками
- 1. Сотворение
- 1. Сотворение из ничего, ex nihilo
- 2. Сотворение как свободный акт
- 3. Видимая и невидимая вселенная
- 3. Сотворение и человек
- 4. Сотворение и поклонение
- 5. Сотворение и этика
- 2. Божий промысел
- 1. Бог не участвует ни в чем
- 2. Бог принимает участие абсолютно во всем
- 3. Бог принимает определенное участие во всем происходящем, но Его участие не абсолютно
- 1. Общий Промысел
- 2. Особый Промысел
- 3. Чудеса
- 4. Сверхъестественные духовные события
- 1. Число ангелов
- 2. Категории ангелов
- 3. Предназначение ангелов
- 1. Библейские подтверждения дуализма
- 2. Дуализм или трихотомия?
- 3. Библейская терминология
- 2. Человек обладает исключительно тварной природой
- 3. Человек сотворен по образу Божьему
- 4. Реальность свободы воли
- 1. Грех есть беззаконие
- 2. Начало греха
- 3. Исходные предпосылки греха
- 1. Реальность злых духов
- 2. Природа злых духов
- 3. Дела злых духов
- 4. Христиане в духовном сражении
- 1. Сравнение разных подходов
- 2. Предполагаемое библейское обоснование доктрины первородного греха
- 3. Значение послания к Римлянам 5:12-19
- 1. Возраст ответственности
- 2. Вина грешника
- 3. Природа человека поражена грехом
- 4. Образ Божий в грешнике поврежден
- 1. Суть смерти
- 2. Аспекты смерти
- 3. Источник смерти
- 4. Характер смерти
- 1. «Настоящий век лукав»
- 2. Суетность творения
- 3. Проблема зла
- 1. Человеческая природа Христа
- 2. Божественная природа Иисуса
- 1. Божественные имена Иисуса
- 2. Божественные деяния Иисуса
- 3. Иисуса называют Богом
- 4. Иисус равен Богу
- 5. Поклонение Иисусу
- 6. Иисус отождествляется с Яхве
- 1. Адопцианская ересь
- 2. Арианство
- 3. Либеральное богословие
- 1. Божество Иисуса и Искупление
- 2. Божество Иисуса и Воскресение
- 3. Воплощение
- 1. Как объяснить непорочное зачатие?
- 2. Значение непорочного зачатия
- 4. Положение Христа по отношению к Отцу
- 1. Искупление
- 1. Действие креста направлено против дьявола
- 2. Действие креста направлено на человека
- 3. Другие ложные представления о кресте
- 1. Смерть Христа как умилостивление
- 2. Смерть Христа как выкуп
- 1. Начало нового творения
- 2. Основание нового творения
- 3. Залог нового творения
- 1. Духовное воскресение
- 2. Воскресение мертвых тел
- 1. Святой Дух и происхождение в Библии
- 2. Святой Дух и понимание Библии
- 1. До обращения
- 2. При обращении
- 3. После обращения
- 1. Старейшины в поместной церкви
- 2. Дьяконы в поместной церкви
- 3. Другие должности
- 1. Послание к Галатам 3:28
- 2. Первое Послание к Тимофею 2:12
- 3. Практические выводы
- 1. Учение об исчезновении и воссоздании
- 2. Сон души
- 3. Мгновенное воскресение
- 1. Бестелесность
- 2. Сознание
- 3. Мука или блаженство