logo search
вера переданная святым

4. Исторический аргумент

Как уже объяснялось, даже если космологический и телеологический аргументы доказывают существование Бога-Творца, необходимо дополнительное доказательство того, что этот Творец и есть Бог Израиля и Бог Господа нашего Иисуса Христа. Таким доказательством служит исторический аргумент (Cottrell, Solid: The Authority of God’s Word, гл. 7; Cottrell, God the Creator, 440-442).

Исторический аргумент основан на утверждении, что Иисус из Назарета воскрес из мертвых, и воскресил Его Бог Израиля, Который также есть Бог христианской Церкви. Этот аргумент основан не на библейских доктринах, а на историческом материале; сама методология аргумента намеренно исключает обращение к богодухновенности Библии. Библейские тексты рассматриваются точно так же, как и любые другие древние документы. Историки, пытаясь определить, насколько разумны содержащиеся в этих источниках утверждения, строго придерживаются общепринятых методов исторического исследования. Аргумент состоит из двух частей, отвечающих на два вопроса. Первый: чем доказывается Воскресение? Второй: что доказывается Воскресением?

Вначале главная задача исследователя заключается в том, чтобы доказать, что воскресение Иисуса действительно произошло. Доказательства этого события прежде всего опираются на принцип достаточной причины. Утверждается, что определенные доказанные исторические факты можно удовлетворительно объяснить только физическим Воскресением Иисуса Христа. Вот эти факты: свидетельства учеников о том, что гробница Иисуса была пуста; утверждения учеников, что Иисус являлся им в теле после смерти и погребения; непоколебимая вера Апостолов; обращение Савла из Тарса; основание и быстрый рост христианской Церкви; соблюдение Церковью воскресенья (вместо субботы) как особого дня недели. Единственное удовлетворительное объяснение этих неоспоримых исторических фактов заключается в том, что Христос действительно воскрес.

Но это только первая часть исторического аргумента. Итак, Иисус воскрес из мертвых: что это значит? Прежде всего, это свидетельствует о том, что Ему можно доверять как учителю, — а это доказывает истинность и авторитет Его учения. Воскресение тоже доказывает правоту Иисуса и подтверждает разделяемое Им ветхозаветное учение о Едином Боге Израиля. Кроме того, Воскресение доказывает, что учение Самого Иисуса заслуживает доверия. Тот факт, что Воскресение произошло именно в этом историческом контексте и сопровождалось именно этим учением, подтверждает правильность именно этого учения о Боге. Таким образом, исторический аргумент содержит доказательства, которых нет ни в космологическом, ни в телеологическом аргументах. Все эти три аргумента вместе взятые разумно обосновывают вероятность того, что Бог, о Котором говорит Библия, действительно существует.

Познание Бога

Многим покажется самонадеянной мысль о том, что смертный человек способен познать бесконечного Бога. Софар Наамитянин упрекает Иова: «Можешь ли ты исследованием найти Бога? Можешь ли совершенно постигнуть Вседержителя? Он превыше небес — что можешь сделать? Глубже преисподней — что можешь узнать?» (Иов 11:7-8).

В этих словах, несомненно, есть доля правды. Бесконечный и трансцендентный Бог всегда мог бы оставаться за пределами нашего познания (Cottrell, God the Creator, 306-312). Но это никогда не было Его целью. Бог желает, чтобы мы Его познали, поэтому явил Себя нам. Конечно, человек не может познать Бога во всей Его полноте’, но благодать делает возможным истинное знание о Боге. Как пророчествовал Исайя: «…ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (11:9).

В этой главе речь пойдет о средствах, с помощью которых человек получает истинное знание о Боге. Процесс начинается с откровения, в котором Бог являет Себя, Свою истину и Свою волю. Откровение сопровождается богодухновенностью, или божественным влиянием, с помощью которого Бог обеспечивает точную передачу откровения от получивших его людей всем остальным. Кульминация процесса — собрание письменных документов, предельно точных и обладающих божественным авторитетом: то, что мы называем Библией.

Содержание этой главы в целом представляет собой раздел систематической теологии, известный как библиология — то есть, наука о том, что Библия сообщает о себе. Мы рассмотрим четыре темы: откровение, богодухновенность, непогрешимость и авторитет Писания.