logo search
ответы по религиоведению

30. Старообрядчество в истории русской культуры

Реформы Никона не изменили вероучения, но они внесли заметные изменения в обрядность. Всего было введено 19 изменений в чин богослужения, некоторые из них оказались совершенно неприемлемыми для значительной части духовенства и рядовых верующих.

Важным изменением было установление назначать священников, а не избирать, как это было раньше. Зависимость священнослужителей от высшего духовенства, от официальной иерархии резко возросла.

Эти изменения, не затронувшие духа православия, вызвали протест, который привел к расколу церкви на никониан и старообрядцев.

Движение старообрядчества не было единым, уже в конце XVII в. оформились два основных на­правления — поповщина и беспоповщина. Появление беспоповцев было вызвано объективные обстоятельствами. Сразу же после раскола старообрядцы столкнулись с острейшей проблемой священства. Рукополагать в сан священника мог только епископ, но к расколу примкнул только епископ Павел, который вскоре был сослан и пропал. Рукополагать в сан стало некому.

Первое время старообрядцы обходились теми священниками, которые примкнули к расколу но, хотя вначале их было немало, время и возраст брали свое. Часть старообрядцев принимал беглых попов, но их становилось все меньше и не все верующие им доверяли. В силу этого большая часть старообрядцев осталась без священников — беспоповцами.

Вскоре среди них начались споры по ряду важных проблем. Как быть с браком, если венчание без священника невозможно? Как быть с детьми, пусть даже рождеными в браке, но не крещеными, ибо крестить их некому? Возносить ли молитвы за царя, если царь не то еретик, не то антихрист? А ведь в то же время еще апостол Павел сказал: «Нет власти, аще не от Бога».

Вместо церквей стали строить часовни и молельни, вместо священников служили прихожане числа начитанных в Писании и твердых в вере старообрядцев, обряды или не совершались, или свершались по малому чину.

Одни пошли на компромисс, так, например, поморцы, одним из основателей которых был Анд­рей Денисов, допускали молитву за царя и брак без попа. От поморцев откололись последователе Феодосия, осуждавшего брачную жизнь и молитву за царя, они стали называть себя федосеевцами и в конце XVIII в. основали Преображенское кладбище в Москве — один из важнейших центр старообрядчества.

Из поморского же согласия выделились новопоморцы и филипповцы: новопоморцы стали со­вершать таинство брака сами, без попов, а филипповцы вовсе отказались от брака и молитвы за царя. После самосожжения Филиппа и наиболее фанатичной части его последователей филипповцы распались на ряд мелких толков и согласий.

Поповцы, не отказавшиеся от признания священников и их ведущей роли в богослужении и старавшиеся сохранить связи с обществом и государством, тоже не представляли собой единого направления. Поповщина, первоначально существовавшая как беглопоповщина, в дальнейшем распалась на белокриницкую иерархию, беловодскую иерархию, церковь «древнеправославных христиан».