Религия бахай
Истоки этого религиозного направления уходят в сороковые годы XIX в. Материнской средой религии бахай явился ислам шиитского направления на территории Ирана. Зародившись как сектантское направление шиитского ислама, религия бахай сегодня претендует на статус мировой. И если, быть может, не по количеству своих приверженцев (община бахай насчитывает чуть больше шести миллионов членов), то по характеру своих идей, основных положений, по динамике развития и по общественной активности она вполне может быть признана мировой религией.
Религия бахай проповедует единство человечества, основывающееся на равенстве людей. Принцип единства человечества занимает центральное место в мировоззрении бахай. Они утверждают, что в процессе исторического развития человечество прошло ряд стадий: семья — род — племя — государство — нация — человечество. Последняя стадия — дело грядущего, к наступлению которого и призывают бахай. Грядущее мировое единство, единое человечество — цель развития истории, форма ее зрелости.
Идея единства пронизывает и понимание сущности религии. Все религии, утверждают бахай, божественны по своему происхождению, все они сообщены Богом в его Откровениях, которые давались в разное время, в разных странах и на разных языках. Ни одна эпоха не оставалась без руководства Бога, который управлял миром через пророков, посылаемых на землю. Бог последовательно, с определенной ритмичностью посылал пророков, которые, приходя в мир, излагали Откровение на понятном людям языке и в соответствии с их уровнем сознания и научных представлений.
Пророк основывал свою религию, в рамках которой Бог имел определенное имя, а сама религия представала в конкретных системах, поочередно сменяющих друг друга. Кришна — Авраам — Зороастр — Моисей — Будда — Иисус — Мохаммад — Бахаулла — такова цепь последовательно приходивших пророков. Человечество ожидает последнего, который сможет соединить людей, живущих ныне в рамках национальных разграничений, в единое человеческое общежитие. Среди принципов, жизненно необходимых для достижения единства человечества, религия бахай выделяет следующие:
а) отказ от каких бы то ни было предрассудков;
б) обеспечение полного равенства мужчин и женщин;
в) осознание единства и относительного характера религиозной истины;
г) устранение крайних проявлений бедности и богатства;
д) обеспечение всеобщего образования.
Религия бахай исходит из признания целостности культуры, в которой гармонически объединены религия и наука. Между религией и наукой нет и не может быть антагонизма, всякие формы конфронтации, которые возникали между ними, являлись результатом предрассудков, суеверий, недостаточного уровня научного знания.
Бахай утверждают бессмертие и уникальность человеческой души, которую нельзя одурманивать алкоголем и наркотиками, которую необходимо взращивать ежедневными молитвами, освобождающими душу от привычных рамок и открывающими для нее для новые возможности. Бахай дают свою интерпретацию известным идеям христианства — второму пришествию Иисуса Христа, Страшному суду, концу земного бытия.
Для практической организации единства мира и управления им бахай, в соответствии с указаниями Бахауллы, создали Всемирный Дом Справедливости. В его состав входят девять человек, переизбирающиеся каждые пять лет с участием всех национальных духовных собраний бахай.
Международная организация бахай активно сотрудничает с ООН на путях достижения мира на Земле, обеспечения прав человека и полного экономического и социального развития народов планеты. Сообщество бахай имеет совещательные права при Экономическом и Социальном Совете ООН, представителей при штаб-квартирах ООН, активно участвует в программе по проблема:: экологии, ведет разработку создания единого дополнительного языка, который должен способствовать объединению всех людей планеты.
- 1. Религиоведение в системе гуманитарных наук
- 2. Природа и сущность религии.
- 3. Социально-исторические условия возникновения религии.
- 4. Гносеологические и психологические предпосылки религии.
- 5. Структура религии, социальные функции религии.
- 6. Пророк - создатель новой религиозной идеи.
- 7. Реформатор и миссионер в истории религии.
- 8. Святой и его роль в истории религии и культуры.
- 9. История религии как диалог.
- 10. Атеизм как феномен культуры и его роль в истории религии.
- 11. Роль традиций в истории религии. Религиозная традиция.
- 12. Исторические типы религии.
- Первобытные
- Этнические, общегосударственные
- Мировые
- 13. Особенности религий первобытного общества.
- Тотемизм
- Фетишизм
- Культ предков
- Шаманизм
- 14. Религии древних цивилизаций (Древний Египет и Месопотамия). Религиии Древнего Египта
- Религии Месопотамии
- 15. Религии Древнего Китая. Конфуцианство и даосизм.
- Конфуцианство
- Даосизм
- 16. Религии античного мира. Религия Древней Греции
- Религия Древнего Рима
- 17. Зороастризм: возникновение, вероучение, культ. Авеста.
- Исторические судьбы зороастризма
- Учение Заратуштры
- Культ зороастризма
- Авеста — священная книга зороастризма
- 18. Исторические и духовные условия возникновения буддизма. Четыре благородных истины Гаутамы. Эпоха возникновения буддизма
- Сиддхартха Гаутама и его учение
- Учение Гаутамы
- 19. Основные формы буддизма.
- Хинаяна («малая колесница спасения»).
- Махаяна («большая колесница спасения»).
- Ваджраяна (алмазная колесница спасения)
- Ламаизм
- Чань-буддизм
- Дзэн-буддизм
- 20. Священные тексты буддизма.
- 21. Исторические и духовные предпосылки возникновения христианства. Символ веры.
- Особенности исторической эпохи возникновения христианства
- Духовная атмосфера возникновения христианства
- Новые общины
- Символ веры
- 22. Православие и католицизм: сравнительный анализ.
- Общим является:
- Различия касаются вероучения, формы проведения культовых обрядов и устройства церкви.
- 23. История Католицизма.
- Первая веха в истории католицизма - 1095 год.
- Вторая веха в истории католицизма - 1229 год .
- Третья веха - 1484 год.
- Четвертая веха - 1517 год.
- Пятая веха - 1559 год.
- Шестая веха - 1572 год.
- Седьмая веха - 1870 год.
- Восьмая веха - 1929 год.
- 24. Возникновение Протестантизма. Основные направления.
- Лютеранство
- Цвинглианство
- Кальвинизм
- Англиканство
- Баптизм
- Адвентизм
- Свидетели Иеговы
- Пятидесятники
- 25. Иудаизм: история, вероучение, священные тексты
- Допалестинский период
- Палестинский период. Эпоха Первого храма
- Послепленный период. Период Второго храма
- Библия. Талмуд
- 26. Библия как памятник культуры Структура Библии: Ветхий завет:
- Новый Завет
- Культурная ценность Библии
- Это священная книга
- 27. История христианского монашества.
- 28. Крещение Руси
- 29. История Русской православной Церкви
- Киевский период
- Московский период
- Патриарший период
- Синодальный период
- Новое время (пореволюционный период, 1917—1985 гг.),
- Новейший период.
- 30. Старообрядчество в истории русской культуры
- 31. Возникновение религии Ислам. Мухаммед. «Столпы веры»
- Вероучение и культ
- «Столпы ислама»
- 32. Основные направление религии Ислам
- Ортодоксальный ислам — суннизм
- 33. Коран как священный текст и памятник культуры
- Структура Корана
- Содержание Корана
- 34. Новые религиозные направления и организации
- Религия бахай
- Нетрадиционные религии и культы XX века
- 35. Религия и искусство. Природа религиозного искусства. Своеобразие русского иконописания.
- Особенности русской иконописи
- 36. Религия и наука.
- 37. Религия и право. Законодательство в области государственно - церковных отношений.
- 38. Религия Древней Индии. Веды. Индуизм.
- Индская (хараппская) религия
- Ведийская культура и религия
- Брахманизм
- Индуизм