logo
ответы по религиоведению

3. Социально-исторические условия возникновения религии.

Религия – общественное явление, социальное. Религия – следствие социального отчуждения, его результат и одновременно средство его преодоления.

Все живое имеет потребности, ощущение нехватки чего-либо. Чтобы его восполнить, человек ищет связь с внешним миром. Человек – представитель живой природы, следовательно наследует природные способности и потребности. Чтобы удовлетворить потребность необходимо воздействовать на предмет из внешней среды.

Труд – целенаправленная практическая деятельность по изменению вещества природы так, чтобы это новое вещество смогло удовлетворить человеческие потребности. Это не инстинктивная, не спонтанная деятельность. Цель – главный мотор, направляющий эту деятельность. Вещь созданная трудом сохранет в сбе природные свойства, но в ней теперь воплощена потребность человека. Т.о, труд – есть опредмечивание, то есть вынос идеального вовне, превращение в материальное. В результате труда создается мир второй природы – социальные предметы. То, что отличает человека от природы, является социальными предметами.

Труд – процесс распредмечивания, перевод мира второй природы в индивидуальный смысл.

Отчуждение – господство социальных сил над человеком. Человек служит вещи (формы соц рабства, экономического угнетения, феномен моды). Процесс навязывания, состояния зависимости. Религия по Энгельсу – не что иное, как фантастическое отражение в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни. Религия преодолевает отчуждение и сама является его формой.

Религия возникает как средство преодоления отчуждения, но одновременно становится формой духовного отчуждения. Религия возникает неслучайно, она характеризована сущностью бытия.

Итог. Религия неизбежна. Она вырастает из основ человеческого существования. Она вне времени.

История и религия

История представляет собой амбивалентный процесс: наблюдается преемственность, но в то же время есть и инновации (творчество). Религия тяготеет к традиции. История – это изменения. Существует три исторических типа религии, которые явились следствием изменения создания людей:

  1. Первобытные религии – характерен анимизм

  2. Национально-государственные – этнические. Обожествляются явления природы, важные сферы соц. Отношений, важные стороны внутреннего мира человека

  3. Мировые религии.