Учение Гаутамы
Четыре благородных истины Гаутамы:
Жизнь есть страдание, страдание — онтологическая основа бытия.
Причиной является привязанность к жизни, жажда бытия.
Возможность прекращения страдания заключается в способности избавиться от жажды бытия.
Для этого следует освоить восьмеричный путь, указанный Буддой.
Сансара – абсолютное движение.
Нирвана – абсолютный покой, вечность.
Бытие на уровне сансары подчинено законам кармы. Закон кармы – благие дела ведут к благим последствиям. Карма – это то, чем можно управлять
учении о законе кармического бытия на уровне сансары. Прервать сансарическое бытие и достичь иного уровня существования — нирваны — можно, следуя восьмеричному пути.
Восьмеричный путь — постепенная трансформация психологии человека, которая начинается с постижения «четырех благородных истин» — это и есть правильные взгляды. Осознание правильных взглядов приводит к правильным намерениям, то есть к достижению нирваны, которое реализуется в поведении человека и в его внутреннем состоянии. Правильная речь, правильные действия, правильный образ жизни — это те ступени восьмеричного пути, которые раскрывают внешнюю форму человеческого поведения: воздержание от лжи, ненанесение вреда другим существам, добывание средств к жизни честным способом.
Следующие ступени восьмеричного пути — правильные усилия, правильная память — характеризуют внутренние изменения человеческой личности и завершается этот путь правильным сосредоточением, достижением полного отрешения от мира и, тем самым, избавлением от каких- либо желаний.
1 Мудрость
1.1 Правильное воззрение
1.2 Правильное намерение
2 Нравственность
2.1 Правильная речь
2.2 Правильное поведение
2.3 Правильный образ жизни
3 Духовная дисциплина
3.1 Правильное усилие
3.2 Правильное направление мысли
3.3 Правильное сосредоточение
- 1. Религиоведение в системе гуманитарных наук
- 2. Природа и сущность религии.
- 3. Социально-исторические условия возникновения религии.
- 4. Гносеологические и психологические предпосылки религии.
- 5. Структура религии, социальные функции религии.
- 6. Пророк - создатель новой религиозной идеи.
- 7. Реформатор и миссионер в истории религии.
- 8. Святой и его роль в истории религии и культуры.
- 9. История религии как диалог.
- 10. Атеизм как феномен культуры и его роль в истории религии.
- 11. Роль традиций в истории религии. Религиозная традиция.
- 12. Исторические типы религии.
- Первобытные
- Этнические, общегосударственные
- Мировые
- 13. Особенности религий первобытного общества.
- Тотемизм
- Фетишизм
- Культ предков
- Шаманизм
- 14. Религии древних цивилизаций (Древний Египет и Месопотамия). Религиии Древнего Египта
- Религии Месопотамии
- 15. Религии Древнего Китая. Конфуцианство и даосизм.
- Конфуцианство
- Даосизм
- 16. Религии античного мира. Религия Древней Греции
- Религия Древнего Рима
- 17. Зороастризм: возникновение, вероучение, культ. Авеста.
- Исторические судьбы зороастризма
- Учение Заратуштры
- Культ зороастризма
- Авеста — священная книга зороастризма
- 18. Исторические и духовные условия возникновения буддизма. Четыре благородных истины Гаутамы. Эпоха возникновения буддизма
- Сиддхартха Гаутама и его учение
- Учение Гаутамы
- 19. Основные формы буддизма.
- Хинаяна («малая колесница спасения»).
- Махаяна («большая колесница спасения»).
- Ваджраяна (алмазная колесница спасения)
- Ламаизм
- Чань-буддизм
- Дзэн-буддизм
- 20. Священные тексты буддизма.
- 21. Исторические и духовные предпосылки возникновения христианства. Символ веры.
- Особенности исторической эпохи возникновения христианства
- Духовная атмосфера возникновения христианства
- Новые общины
- Символ веры
- 22. Православие и католицизм: сравнительный анализ.
- Общим является:
- Различия касаются вероучения, формы проведения культовых обрядов и устройства церкви.
- 23. История Католицизма.
- Первая веха в истории католицизма - 1095 год.
- Вторая веха в истории католицизма - 1229 год .
- Третья веха - 1484 год.
- Четвертая веха - 1517 год.
- Пятая веха - 1559 год.
- Шестая веха - 1572 год.
- Седьмая веха - 1870 год.
- Восьмая веха - 1929 год.
- 24. Возникновение Протестантизма. Основные направления.
- Лютеранство
- Цвинглианство
- Кальвинизм
- Англиканство
- Баптизм
- Адвентизм
- Свидетели Иеговы
- Пятидесятники
- 25. Иудаизм: история, вероучение, священные тексты
- Допалестинский период
- Палестинский период. Эпоха Первого храма
- Послепленный период. Период Второго храма
- Библия. Талмуд
- 26. Библия как памятник культуры Структура Библии: Ветхий завет:
- Новый Завет
- Культурная ценность Библии
- Это священная книга
- 27. История христианского монашества.
- 28. Крещение Руси
- 29. История Русской православной Церкви
- Киевский период
- Московский период
- Патриарший период
- Синодальный период
- Новое время (пореволюционный период, 1917—1985 гг.),
- Новейший период.
- 30. Старообрядчество в истории русской культуры
- 31. Возникновение религии Ислам. Мухаммед. «Столпы веры»
- Вероучение и культ
- «Столпы ислама»
- 32. Основные направление религии Ислам
- Ортодоксальный ислам — суннизм
- 33. Коран как священный текст и памятник культуры
- Структура Корана
- Содержание Корана
- 34. Новые религиозные направления и организации
- Религия бахай
- Нетрадиционные религии и культы XX века
- 35. Религия и искусство. Природа религиозного искусства. Своеобразие русского иконописания.
- Особенности русской иконописи
- 36. Религия и наука.
- 37. Религия и право. Законодательство в области государственно - церковных отношений.
- 38. Религия Древней Индии. Веды. Индуизм.
- Индская (хараппская) религия
- Ведийская культура и религия
- Брахманизм
- Индуизм