27. История христианского монашества.
В V в. в рамках христианства складывается монашество (от греч. monachos — одинокий, отшельник, монах) — сознательный уход из мира обычной жизни в пустыню, отказ от привычных благ. Монашество как стремление к высшей форме служения Богу, как осуществление аскетической жизни, как путь, на котором достигается победа духа над телом, внутренне присуще христианству, неслучайно для него, в равной степени как и для других форм религии.
Древнее иудейство знает практику назорейства. Назорей — человек, посвятивший себя Богу и принявший в связи с этим определенные обеты: не стричь волосы, не пить вина, соблюдать ритуальную чистоту. В Древней Индии было распространено движение шраманов, отшельников, учение Упанишад о четырех ашрамах включало в себя и наставление об аскетической жизни. В период возникновения христианства был широко распространен культ Сераписа в Египте. Но монашество, известное и другим религиям, в христианстве получило исключительное значение.
Первые века существования христианской веры знают «монашество до монашества», которое стимулировалось и общей атмосферой раннего христианства, пронизанного идеей скорого второго пришествия Иисуса Христа. Это вело к отказу от обычных условий жизни. Даже тогда, когда ожидания не осуществились и христианство в целом переходит от резкого неприятия мира к попытка приспособиться к нему, идея о необходимости аскетических подвигов для спасения не умирает Это достаточно явно проявилось, например, в движении монтанистов. Само столкновение с греко-римским миром, отношение к которому для раннего христианства было важнейшей проблемой, побуждало к уходу от мира, к отказу от него.
Несмотря на имеющиеся отдельные попытки «монашества до монашества», несмотря на опыт до-христианского аскетизма, действительная история христианского монашества начинается с IV в., и тому было несколько причин.
Во-первых, христианская церковь к этому времени не только выработала довольно ясную и четкую структуру, но и оказалась вписанной в социальную структуру общества, и, став частью его, принуждена была признать светскую власть. Это вело к «омирщению церкви», она оказалась связана с тем самым миром, который отвергался первыми христианами, она установила отношения со светской культурой, которая раньше воспринималась как дьявольская. Как реакция на такое бытие церкви осуществлялся уход в личное, мистическое самоуглубление. Отрицание мира превратилось в отречение от него.
Во-вторых, Уход от мира был знаком неприятия тягот жизни. Хотя эпоха массовых и жестоких гонений на христианство прошла, хотя накал вражды со стороны нехристиан упал, время от времени ситуация обострялась, и христиане вновь испытывали всю тяжесть гонений, они вновь ощущали трудность бытия в реальной действительной жизни.
В-третьих, монашество давало анахорету(отшельнику) психическую устойчивость. Он сам себя подвергал истязанию, не имел собственности, он порывал связи с социальными институтами и потому был свободен, прежде всего свободен от страха перед несовершенством мира, его злобой и несправедливостью. Одиночество монаха было гарантом спасения без поддержки церкви, без оглядки на общество.
Монашество зарождается на окраине Римской империи, в Египте, затем в Палестине и Сирии, а потом по всему пространству христианского мира. Уже на первой стадии оформляются два типа отношения монашества к реальному миру. Первый заключается в стремлении полного отказа от мира, царства греха, это позиция — ничего не иметь в миру; второй — содержал надежду изменить мир, давая ему образ истинного бытия.
С самого начала оформляются и два типа форм организации монашеской жизни — особножитный и киновитный. Родоначальником первого типа был Антоний Великий, второго — римский солдат Пахомий, которому принадлежит и первый монашеский устав. Устав Пахомия был несколько смягчен Василием Великим, епископом Кесарийским, автором специального труда о монашестве, в котором он излагал свои наставления пустынникам в борьбе со слабостями. Устав Пахомия и Василия Великого с небольшими изменениями определил практику как восточного, так и западного монашества.
На Руси монашество начинается сразу с принятием христианства, но на первых порах это было стихийное, «неорганизованное» монашество: возле церквей ютились кельи, в которых селились желающие вести аскетический образ жизни. Видимо, определенное их количество побудило Ярослава построить монастырь Святого Георгия. Здесь уже выявляется одна из особенностей монашеского устройства в Киевский период: из 68 известных монастырей той поры большая часть была построена князьями. Лишь один — Киево-Печерский — явился результатом трудов самих монахов, с него, по сути, и начинается действительная история русского монашества.
В келиях не позволялось иметь никакой собственности: ни пищи, ни излишней одежды, ни какого-либо другого имущества. Келейные занятия состояли в молитве, чтении и пении псалмов, з рукоделии. После повечерия монахам запрещалось ходить друг к другу и беседовать. Феодосии каждую ночь обходил все келии и, если видел двух монахов в одной, стучал, а утром призывал к покаянию. Так возник Киево-Печерский монастырь.
Значение Киево-Печерского монастыря в истории русской церкви и русской культуры огромно. Само существование монастыря являло пример аскетического служения, способствовало формированию русского религиозного духа. Монастырь не отгораживался глухой стеной от нужд и бе~ простого народа, принимал широкое участие в делах милосердных. Деятельность монастыря не была отделена и от забот государственных, выдающуюся роль играл монастырь и в делах книжного просвещения.
- 1. Религиоведение в системе гуманитарных наук
- 2. Природа и сущность религии.
- 3. Социально-исторические условия возникновения религии.
- 4. Гносеологические и психологические предпосылки религии.
- 5. Структура религии, социальные функции религии.
- 6. Пророк - создатель новой религиозной идеи.
- 7. Реформатор и миссионер в истории религии.
- 8. Святой и его роль в истории религии и культуры.
- 9. История религии как диалог.
- 10. Атеизм как феномен культуры и его роль в истории религии.
- 11. Роль традиций в истории религии. Религиозная традиция.
- 12. Исторические типы религии.
- Первобытные
- Этнические, общегосударственные
- Мировые
- 13. Особенности религий первобытного общества.
- Тотемизм
- Фетишизм
- Культ предков
- Шаманизм
- 14. Религии древних цивилизаций (Древний Египет и Месопотамия). Религиии Древнего Египта
- Религии Месопотамии
- 15. Религии Древнего Китая. Конфуцианство и даосизм.
- Конфуцианство
- Даосизм
- 16. Религии античного мира. Религия Древней Греции
- Религия Древнего Рима
- 17. Зороастризм: возникновение, вероучение, культ. Авеста.
- Исторические судьбы зороастризма
- Учение Заратуштры
- Культ зороастризма
- Авеста — священная книга зороастризма
- 18. Исторические и духовные условия возникновения буддизма. Четыре благородных истины Гаутамы. Эпоха возникновения буддизма
- Сиддхартха Гаутама и его учение
- Учение Гаутамы
- 19. Основные формы буддизма.
- Хинаяна («малая колесница спасения»).
- Махаяна («большая колесница спасения»).
- Ваджраяна (алмазная колесница спасения)
- Ламаизм
- Чань-буддизм
- Дзэн-буддизм
- 20. Священные тексты буддизма.
- 21. Исторические и духовные предпосылки возникновения христианства. Символ веры.
- Особенности исторической эпохи возникновения христианства
- Духовная атмосфера возникновения христианства
- Новые общины
- Символ веры
- 22. Православие и католицизм: сравнительный анализ.
- Общим является:
- Различия касаются вероучения, формы проведения культовых обрядов и устройства церкви.
- 23. История Католицизма.
- Первая веха в истории католицизма - 1095 год.
- Вторая веха в истории католицизма - 1229 год .
- Третья веха - 1484 год.
- Четвертая веха - 1517 год.
- Пятая веха - 1559 год.
- Шестая веха - 1572 год.
- Седьмая веха - 1870 год.
- Восьмая веха - 1929 год.
- 24. Возникновение Протестантизма. Основные направления.
- Лютеранство
- Цвинглианство
- Кальвинизм
- Англиканство
- Баптизм
- Адвентизм
- Свидетели Иеговы
- Пятидесятники
- 25. Иудаизм: история, вероучение, священные тексты
- Допалестинский период
- Палестинский период. Эпоха Первого храма
- Послепленный период. Период Второго храма
- Библия. Талмуд
- 26. Библия как памятник культуры Структура Библии: Ветхий завет:
- Новый Завет
- Культурная ценность Библии
- Это священная книга
- 27. История христианского монашества.
- 28. Крещение Руси
- 29. История Русской православной Церкви
- Киевский период
- Московский период
- Патриарший период
- Синодальный период
- Новое время (пореволюционный период, 1917—1985 гг.),
- Новейший период.
- 30. Старообрядчество в истории русской культуры
- 31. Возникновение религии Ислам. Мухаммед. «Столпы веры»
- Вероучение и культ
- «Столпы ислама»
- 32. Основные направление религии Ислам
- Ортодоксальный ислам — суннизм
- 33. Коран как священный текст и памятник культуры
- Структура Корана
- Содержание Корана
- 34. Новые религиозные направления и организации
- Религия бахай
- Нетрадиционные религии и культы XX века
- 35. Религия и искусство. Природа религиозного искусства. Своеобразие русского иконописания.
- Особенности русской иконописи
- 36. Религия и наука.
- 37. Религия и право. Законодательство в области государственно - церковных отношений.
- 38. Религия Древней Индии. Веды. Индуизм.
- Индская (хараппская) религия
- Ведийская культура и религия
- Брахманизм
- Индуизм