9. История религии как диалог.
Любой творческий процесс диалогичен.
Оппоненты и критики. Творческое мышление идеологично. Когда он что-то сочиняет, ему нужен оппонент, критики. Он сам размышляет, пытается оценить себя. У каждого художника свой собственный язык, он вводит в свои произведения чужой язык (цитаты, эпиграфы, созвучие в композиции и т.д.). Искусство – это постоянный диалог.
Формы диалога:
Традиция и новая вера. Традиция всегда претендует на абсолют, что новое не нужно вводить. Новая религия сомневается в абсолютности традиций, традиции же сомневаются в необходимости религии. Традиции критикуют новое с позиции здравого смысла. Традиция пытается найти несуразности в новых идеях. Новая религия же пытается показать не абсолютность традиции, то есть ее ограниченность.
Никодим и Иисус: Никодим согласен признать, что Иисус – Бог, но он не верит в идею перерождения, так как она противоречит традиции (здравому смысле). Он воспринимает это как материальное перерождение, а Иисус говорит о духовном.
Вера и иноверие. Каждая вера исходит из претензий на абсолют, значит другая вера – ложь.
Связи не равноправны в исламе и христианстве. Ислам воспринимает христ-во как своих родителей. А христ-во негативно относилось к исламу. Мухаммед – венчающее звено в цепи пророков – так считают в исламе.
Вера и ересь. – признак развитости религиозного сознания. Появляется, когда религиозное сознание возникает на уровне теологии. Где есть догмат, есть ересь – любое отклонение от догмата – ересь.
Проблема в том, что Иисус – сын божий, с др стороны он называет себя сыном человеческим, т.е. одновременно и тот и тот. Но его прибили к кресту – убили. Кого убили? Человеческую или божественную сущность? Если человеческую – то это язычество поклоняться такому. А если это бог – то что это за бог, кот м. убить => признали ересью 1-й вар-т.
Вера и неверие. Неверие – атеизм (не признает существование единого бога создателя). «Теос» - бог, «а» - не – это мировоззренческая концепция, которая признает существование демиурга, который творит все в этом мире. Атеизм не признает идею бога создателя.
Другой смысл – атеизм понимается как безбожие. Это критика идеи бога. Атеисты не доказывают, что бога нет, тк это доказать нельзя. Не всякая критика идеи бога яв-ся атеизмом. Атеизм – это рациональная критика (анализ) рациональных аргументов, высказанных в защиту иррациональной идеи «бог существует». Напр, мир отражается в сознании – возникает образ. Образ яв-ся образом реально существующего предмета. В сознании людей есть образ бога (отражение реально существующего бога), а если есть образ, то есть и бог. Сознание – это зеркало, но сознание с ф-цией воображения. Напр, есть ч-к+есть рыба и человеч-е сознание м. придумать русалку. А есть ли она – вопрос. Бог – это рез-тат творческого сознания ч-ка.
Другими формами неверия выступают наука и искусство.
Религия борется не против научных учений, а против философской мировоззренческой интерпретации. Борется против того, какие выводы делают люди. Религия должна учитывать достижения науки нового времени. Религия должна не опровергать научные гипотезы, а дать им собственную интерпретацию.
Религия тяготеет к аскетизму, а искусство к гедонизму. Искусство создает новую реальность, выполняет задачи, реализующие духовные потребности – искусство как сила человеческой души. Искусство делает человека человеком. Искусство близко религии, так как решает те же задачи.
Искусство яркий пример творчества.
- 1. Религиоведение в системе гуманитарных наук
- 2. Природа и сущность религии.
- 3. Социально-исторические условия возникновения религии.
- 4. Гносеологические и психологические предпосылки религии.
- 5. Структура религии, социальные функции религии.
- 6. Пророк - создатель новой религиозной идеи.
- 7. Реформатор и миссионер в истории религии.
- 8. Святой и его роль в истории религии и культуры.
- 9. История религии как диалог.
- 10. Атеизм как феномен культуры и его роль в истории религии.
- 11. Роль традиций в истории религии. Религиозная традиция.
- 12. Исторические типы религии.
- Первобытные
- Этнические, общегосударственные
- Мировые
- 13. Особенности религий первобытного общества.
- Тотемизм
- Фетишизм
- Культ предков
- Шаманизм
- 14. Религии древних цивилизаций (Древний Египет и Месопотамия). Религиии Древнего Египта
- Религии Месопотамии
- 15. Религии Древнего Китая. Конфуцианство и даосизм.
- Конфуцианство
- Даосизм
- 16. Религии античного мира. Религия Древней Греции
- Религия Древнего Рима
- 17. Зороастризм: возникновение, вероучение, культ. Авеста.
- Исторические судьбы зороастризма
- Учение Заратуштры
- Культ зороастризма
- Авеста — священная книга зороастризма
- 18. Исторические и духовные условия возникновения буддизма. Четыре благородных истины Гаутамы. Эпоха возникновения буддизма
- Сиддхартха Гаутама и его учение
- Учение Гаутамы
- 19. Основные формы буддизма.
- Хинаяна («малая колесница спасения»).
- Махаяна («большая колесница спасения»).
- Ваджраяна (алмазная колесница спасения)
- Ламаизм
- Чань-буддизм
- Дзэн-буддизм
- 20. Священные тексты буддизма.
- 21. Исторические и духовные предпосылки возникновения христианства. Символ веры.
- Особенности исторической эпохи возникновения христианства
- Духовная атмосфера возникновения христианства
- Новые общины
- Символ веры
- 22. Православие и католицизм: сравнительный анализ.
- Общим является:
- Различия касаются вероучения, формы проведения культовых обрядов и устройства церкви.
- 23. История Католицизма.
- Первая веха в истории католицизма - 1095 год.
- Вторая веха в истории католицизма - 1229 год .
- Третья веха - 1484 год.
- Четвертая веха - 1517 год.
- Пятая веха - 1559 год.
- Шестая веха - 1572 год.
- Седьмая веха - 1870 год.
- Восьмая веха - 1929 год.
- 24. Возникновение Протестантизма. Основные направления.
- Лютеранство
- Цвинглианство
- Кальвинизм
- Англиканство
- Баптизм
- Адвентизм
- Свидетели Иеговы
- Пятидесятники
- 25. Иудаизм: история, вероучение, священные тексты
- Допалестинский период
- Палестинский период. Эпоха Первого храма
- Послепленный период. Период Второго храма
- Библия. Талмуд
- 26. Библия как памятник культуры Структура Библии: Ветхий завет:
- Новый Завет
- Культурная ценность Библии
- Это священная книга
- 27. История христианского монашества.
- 28. Крещение Руси
- 29. История Русской православной Церкви
- Киевский период
- Московский период
- Патриарший период
- Синодальный период
- Новое время (пореволюционный период, 1917—1985 гг.),
- Новейший период.
- 30. Старообрядчество в истории русской культуры
- 31. Возникновение религии Ислам. Мухаммед. «Столпы веры»
- Вероучение и культ
- «Столпы ислама»
- 32. Основные направление религии Ислам
- Ортодоксальный ислам — суннизм
- 33. Коран как священный текст и памятник культуры
- Структура Корана
- Содержание Корана
- 34. Новые религиозные направления и организации
- Религия бахай
- Нетрадиционные религии и культы XX века
- 35. Религия и искусство. Природа религиозного искусства. Своеобразие русского иконописания.
- Особенности русской иконописи
- 36. Религия и наука.
- 37. Религия и право. Законодательство в области государственно - церковных отношений.
- 38. Религия Древней Индии. Веды. Индуизм.
- Индская (хараппская) религия
- Ведийская культура и религия
- Брахманизм
- Индуизм