Особенности русской иконописи
Преодоление ненавистного разделения мира, преображение Вселенной во храм, в котором вся тварь объединится так, как объединены во едином Божеском Существе три лица Св. троицы,- такова та основная тема, которой в древней русской живописи все подчиняется.
Нет сомнения в том, что эта иконопись выражает собой глубочайшее, что есть в древне-русской культуре; более того, мы имеем в ней одно из величайших, мировых сокровищ религиозного искусства.
Ее господствующая тенденция - аскетизм, а рядом с этим несравненная радость, которую она возвещает миру. Говоря об аскетизме русской иконы, невозможно умолчать о другой ее черте, органически связанной с аскетизмом. Икона в ее идее составляет неразрывное целое с храмом, а потому подчинена его архитектурному замыслу. Отсюда изумительная архитектурность нашей религиозной живописи: подчинение архитектурной форме чувствуется не только в храмовом целом, но и в каждом отдельном иконописном изображении: каждая икона имеет свою особую внутреннюю архитектуру, которую можно наблюдать и в непосредственной связи ее с церковным знанием.
Положив начало совершенно особой форме искусства, иконописцам Руси предстояло не только освоить новые принципы и манеру письма, но и самостоятельно дорабатывать все детали этого своеобразного искусства.
Кроме того, что на Руси основная часть икон писалась по дереву, другой особенностью иконописи был подбор красок. Да, кое-что было перенято у Византии и канонически закреплено в русской школе иконографии. Но, ни один мастер своего дела никогда не будет слепо идти по уже проторенной тропе, копируя ранее созданные шедевры. Так получилось и с иконописью. Придерживаясь установленных канонов древнерусские живописцы привносили в церковное искусство собственное понимание колорита. Естественно, что наибольшее предпочтение отдавалось многочисленным оттенкам синего, как цвету неба, а значит и Божьей благодати.
Как противопоставление умиротворению Царствия Небесного выступают в иконописи багровые и пурпурные тона, символизируя гнев Божий и низвержение в бездны преисподней. Так же, красный цвет – цвет крови – наиболее часто символизировал страдания, претерпленные Христом ради народа. Кроме того, ни одна икона не обходилась без золота, как воплощения вечного света, принесенного в мир Спасителем.
В разные периоды, различные школы вносили свое видение цвета в иконографию. Но неизменным оставалось одно: многообразие тонов, умение распределить их таким образом, чтобы максимально усилить впечатление от написанного образа. Вопреки установленным Византией приглушенным тонам, древнерусские иконописцы всеми силами стремились к ярким, насыщенным краскам. И к XIIIв. наблюдается их явная победа над задумчивыми, мистическими полутонами, столь любимыми Константинополем.
Именно благодаря ярким краскам, а иногда даже опасно резким переходам и очертаниям, древнерусская икона выглядит более динамично, не смотря на сдержанные позы и умиротворенно-сосредоточенные лики святых. Именно в этот период создавалось больше всего икон, посвященных какому-либо событию.
Однако к XVIIв. предпочтения иконописцев резко меняются, иконы приобретают более глубокие, даже мрачноватые тона, часто с преобладанием черного и оттенков коричневого.
Современная иконопись вобрала в себя все, достигнутое предыдущими поколениями мастеров, с равным успехом используя техники и колорит прошлых поколений, а так же создавая собственную манеру письма, объединяющую если не все, то многие направления иконописи.
- 1. Религиоведение в системе гуманитарных наук
- 2. Природа и сущность религии.
- 3. Социально-исторические условия возникновения религии.
- 4. Гносеологические и психологические предпосылки религии.
- 5. Структура религии, социальные функции религии.
- 6. Пророк - создатель новой религиозной идеи.
- 7. Реформатор и миссионер в истории религии.
- 8. Святой и его роль в истории религии и культуры.
- 9. История религии как диалог.
- 10. Атеизм как феномен культуры и его роль в истории религии.
- 11. Роль традиций в истории религии. Религиозная традиция.
- 12. Исторические типы религии.
- Первобытные
- Этнические, общегосударственные
- Мировые
- 13. Особенности религий первобытного общества.
- Тотемизм
- Фетишизм
- Культ предков
- Шаманизм
- 14. Религии древних цивилизаций (Древний Египет и Месопотамия). Религиии Древнего Египта
- Религии Месопотамии
- 15. Религии Древнего Китая. Конфуцианство и даосизм.
- Конфуцианство
- Даосизм
- 16. Религии античного мира. Религия Древней Греции
- Религия Древнего Рима
- 17. Зороастризм: возникновение, вероучение, культ. Авеста.
- Исторические судьбы зороастризма
- Учение Заратуштры
- Культ зороастризма
- Авеста — священная книга зороастризма
- 18. Исторические и духовные условия возникновения буддизма. Четыре благородных истины Гаутамы. Эпоха возникновения буддизма
- Сиддхартха Гаутама и его учение
- Учение Гаутамы
- 19. Основные формы буддизма.
- Хинаяна («малая колесница спасения»).
- Махаяна («большая колесница спасения»).
- Ваджраяна (алмазная колесница спасения)
- Ламаизм
- Чань-буддизм
- Дзэн-буддизм
- 20. Священные тексты буддизма.
- 21. Исторические и духовные предпосылки возникновения христианства. Символ веры.
- Особенности исторической эпохи возникновения христианства
- Духовная атмосфера возникновения христианства
- Новые общины
- Символ веры
- 22. Православие и католицизм: сравнительный анализ.
- Общим является:
- Различия касаются вероучения, формы проведения культовых обрядов и устройства церкви.
- 23. История Католицизма.
- Первая веха в истории католицизма - 1095 год.
- Вторая веха в истории католицизма - 1229 год .
- Третья веха - 1484 год.
- Четвертая веха - 1517 год.
- Пятая веха - 1559 год.
- Шестая веха - 1572 год.
- Седьмая веха - 1870 год.
- Восьмая веха - 1929 год.
- 24. Возникновение Протестантизма. Основные направления.
- Лютеранство
- Цвинглианство
- Кальвинизм
- Англиканство
- Баптизм
- Адвентизм
- Свидетели Иеговы
- Пятидесятники
- 25. Иудаизм: история, вероучение, священные тексты
- Допалестинский период
- Палестинский период. Эпоха Первого храма
- Послепленный период. Период Второго храма
- Библия. Талмуд
- 26. Библия как памятник культуры Структура Библии: Ветхий завет:
- Новый Завет
- Культурная ценность Библии
- Это священная книга
- 27. История христианского монашества.
- 28. Крещение Руси
- 29. История Русской православной Церкви
- Киевский период
- Московский период
- Патриарший период
- Синодальный период
- Новое время (пореволюционный период, 1917—1985 гг.),
- Новейший период.
- 30. Старообрядчество в истории русской культуры
- 31. Возникновение религии Ислам. Мухаммед. «Столпы веры»
- Вероучение и культ
- «Столпы ислама»
- 32. Основные направление религии Ислам
- Ортодоксальный ислам — суннизм
- 33. Коран как священный текст и памятник культуры
- Структура Корана
- Содержание Корана
- 34. Новые религиозные направления и организации
- Религия бахай
- Нетрадиционные религии и культы XX века
- 35. Религия и искусство. Природа религиозного искусства. Своеобразие русского иконописания.
- Особенности русской иконописи
- 36. Религия и наука.
- 37. Религия и право. Законодательство в области государственно - церковных отношений.
- 38. Религия Древней Индии. Веды. Индуизм.
- Индская (хараппская) религия
- Ведийская культура и религия
- Брахманизм
- Индуизм