logo
ответы по религиоведению

Баптизм

Дальнейшие события религиозной жизни в Англии были обусловлены бурными историческими процессами. Давление времени выражалось и в стремлении дальнейшего очищения английской церкви от папизма. Выразителями этого стремления были пуритане (от лат. puritas — чистота), которые бо­ролись не только против абсолютизма, но и требовали также изменений в богослужении, отмены епископата.

В 1606—1607 гг. две группы сепаратистов переселились в Голландию: в Лейден и в Амстер­дам. В 1611 г. последователи Д.Смита (1554—1612 гг.) из Амстердама вернулись в Англию и об­разовали первую общину баптистов (от греч. baptizo — погружать, крестить в воде).

Баптисты требовали религиозной свободы, отделения церкви от государства, проповедовали веротерпимость и право проповеди всеми членами общины. Одно из главных таинств христианст­ва — водное крещение — баптисты требовали совершать не над младенцами, а над взрослыми людьми, тем самым подчеркивая момент сознательного принятия веры, сознательного движения человека к духовному рождению. Перед вступлением в общину человек обязан был пройти испы­тательный срок. Как и все протестантские направления, баптизм упрощает богослужение, сокра­щая число обрядов. Процесс общения человека с Богом принимает личностный характер, церковь как посредник упраздняется.

В баптизме акцент делается на внутреннем мире человека. «Храм там, где вы находитесь, и там же и алтарь»,— принципиальное положение баптизма, выражающее лютеровское спасение только личной верой. Важное место в баптизме занимает идея избранничества: Бог избирает для спасения лишь тех, кто уверовал в искупительную миссию Христа, в его жертву на Голгофе.

В баптизме изменился и храм, он представляет собою скромный по убранству молитвенный дом, проповедь произносится не с амвона, за которым сияет золотом и пышностью иконостас, а с деревянной кафедры, покрытой простой скатертью. Баптисты не признают святых, у них нет куль­та Богородицы. Баптизм, однако, сохраняет общие для христианства идеи: они верят в Троицу, во второе пришествие Христа, признают изначальную греховность человека, бессмертную душу и загробный мир. Баптизм требует от своих последователей активной миссионерской деятельности.