logo
ответы по религиоведению

28. Крещение Руси

Время крещения Руси — 988 г.— момент единого процесса, который не просто расширял про­странство христианского мира, а завершал это движение. Русь становилась восточной границей христианского мира, который к этому времени изживал свои апокалипсические ожидания, выра­батывал новые ценностные ориентиры.

Крещение Руси — рубикон, разделяющий два этапа в развитии религии, знаменующий пе­реход от языческой религии, анимистической и политеистической, к религии монотеистической.

Языческая религия наших далеких предков представляла собою мозаику верований, культов при отсутствии развитого учения; даже мифология была, видимо, развита в недостаточно система­тизированном виде, отсутствовало целостное миропонимание. Это была религия природы, выра­жающая еще тесную, по сути интимную связь человека с природой. Боги, которым поклонялись славяне, едва-едва приобретали антропоморфные черты, их функции были еще не определены, даже изображение их в виде идолов было распространено не повсеместно.

Языческие боги, как об этом свидетельствует история всякого народа, не обладают вечностью бытия и не способны решать те задачи, которые предъявляет им история. Смена форм религий — закономерное явление исторического развития религиозного сознания. Но здесь возникает вопрос о времени и необходимости этой смены, что заставляет нас рассмотреть третий аспект проблемы.

Время правления киевского князя Владимира I — своеобразный период в единой истории нашего отечества, в нем завершалось одно время и начиналось другое. Ему нужно было объединить все народы и создать новое государство — Киевская Русь. В качестве ядра объединения должна была выступить религия.

Но силу своей множественности и локальной привязанности языческие боги были неспособны образовать единый общенациональный культ. Самой силой логики исторического процесса Владимир принужден был искать новые пути и формы, которые обеспечили бы нужное единство народа и государства.

Выбор веры — сознательное деяние Владимира. Владимир хотел избрать лишь ту религию, которая в наибольшей степени будет соответствовать привычному образу жизни и при­нятие которой не потребует слишком радикальных изменений.

Итак, князь Владимир сделал выбор. Что же определило выбор в пользу Византии? Выбор Владимира был предопределен сово­купностью причин.

Реальная история молодой Киевской Руси не только внутри себя взрастила потребность в пра­вославной религии, но и создала объективные условия для ее реализации.

Культурные последствия принятия христианства трудно переоценить. Христианство вводилось как единая, общегосударственная религия, которая должна была сплотить в единое целое различ­ные племена, вошедшие в состав Киевской Руси. Христианство подходило для этой роли, по­скольку проповедовало равенство народов перед Богом. Тем самым христианство выковывало ду­ховное единство, способствовало формированию национального самосознания.

Византийское православие принесло новые принципы морали, определяющие человеческое по­ведение, другую, нежели языческая, систему нравственных ценностей. Жизнь на основе христиан­ских принципов привела к утверждению гуманистических тенденций, к осознанию ценности че­ловеческой личности, формировала такие структуры человеческого духа, как совесть и чувство вины.

Христианство оказалось мостом, связующим отныне культуру Руси с культурой Византии и с Античным миром. Киевская Русь, тем самым, становилась в ряд с государствами, находившимися в поле христианской культуры.