28. Крещение Руси
Время крещения Руси — 988 г.— момент единого процесса, который не просто расширял пространство христианского мира, а завершал это движение. Русь становилась восточной границей христианского мира, который к этому времени изживал свои апокалипсические ожидания, вырабатывал новые ценностные ориентиры.
Крещение Руси — рубикон, разделяющий два этапа в развитии религии, знаменующий переход от языческой религии, анимистической и политеистической, к религии монотеистической.
Языческая религия наших далеких предков представляла собою мозаику верований, культов при отсутствии развитого учения; даже мифология была, видимо, развита в недостаточно систематизированном виде, отсутствовало целостное миропонимание. Это была религия природы, выражающая еще тесную, по сути интимную связь человека с природой. Боги, которым поклонялись славяне, едва-едва приобретали антропоморфные черты, их функции были еще не определены, даже изображение их в виде идолов было распространено не повсеместно.
Языческие боги, как об этом свидетельствует история всякого народа, не обладают вечностью бытия и не способны решать те задачи, которые предъявляет им история. Смена форм религий — закономерное явление исторического развития религиозного сознания. Но здесь возникает вопрос о времени и необходимости этой смены, что заставляет нас рассмотреть третий аспект проблемы.
Время правления киевского князя Владимира I — своеобразный период в единой истории нашего отечества, в нем завершалось одно время и начиналось другое. Ему нужно было объединить все народы и создать новое государство — Киевская Русь. В качестве ядра объединения должна была выступить религия.
Но силу своей множественности и локальной привязанности языческие боги были неспособны образовать единый общенациональный культ. Самой силой логики исторического процесса Владимир принужден был искать новые пути и формы, которые обеспечили бы нужное единство народа и государства.
Выбор веры — сознательное деяние Владимира. Владимир хотел избрать лишь ту религию, которая в наибольшей степени будет соответствовать привычному образу жизни и принятие которой не потребует слишком радикальных изменений.
Итак, князь Владимир сделал выбор. Что же определило выбор в пользу Византии? Выбор Владимира был предопределен совокупностью причин.
давние и крепкие связи (экономические, политические, культурные) между Русью и Византией.
сравнительная отдаленность католических центров, и близость Византии, что облегчало миссионерам последней осуществлять свою деятельность на землях Руси и затрудняло делать то же самое посланникам Рима, хотя их прибытие в Киев не вызывает сомнений у историков.
реальное положение Византийской церкви, которая со времен императора Константина, то есть с самого начала своего легального положения, занимала место слуги светской власти.
практика богослужения на родном языке, что делало новую веру понятной и не столь чуждой.
Реальная история молодой Киевской Руси не только внутри себя взрастила потребность в православной религии, но и создала объективные условия для ее реализации.
Культурные последствия принятия христианства трудно переоценить. Христианство вводилось как единая, общегосударственная религия, которая должна была сплотить в единое целое различные племена, вошедшие в состав Киевской Руси. Христианство подходило для этой роли, поскольку проповедовало равенство народов перед Богом. Тем самым христианство выковывало духовное единство, способствовало формированию национального самосознания.
Византийское православие принесло новые принципы морали, определяющие человеческое поведение, другую, нежели языческая, систему нравственных ценностей. Жизнь на основе христианских принципов привела к утверждению гуманистических тенденций, к осознанию ценности человеческой личности, формировала такие структуры человеческого духа, как совесть и чувство вины.
Христианство оказалось мостом, связующим отныне культуру Руси с культурой Византии и с Античным миром. Киевская Русь, тем самым, становилась в ряд с государствами, находившимися в поле христианской культуры.
- 1. Религиоведение в системе гуманитарных наук
- 2. Природа и сущность религии.
- 3. Социально-исторические условия возникновения религии.
- 4. Гносеологические и психологические предпосылки религии.
- 5. Структура религии, социальные функции религии.
- 6. Пророк - создатель новой религиозной идеи.
- 7. Реформатор и миссионер в истории религии.
- 8. Святой и его роль в истории религии и культуры.
- 9. История религии как диалог.
- 10. Атеизм как феномен культуры и его роль в истории религии.
- 11. Роль традиций в истории религии. Религиозная традиция.
- 12. Исторические типы религии.
- Первобытные
- Этнические, общегосударственные
- Мировые
- 13. Особенности религий первобытного общества.
- Тотемизм
- Фетишизм
- Культ предков
- Шаманизм
- 14. Религии древних цивилизаций (Древний Египет и Месопотамия). Религиии Древнего Египта
- Религии Месопотамии
- 15. Религии Древнего Китая. Конфуцианство и даосизм.
- Конфуцианство
- Даосизм
- 16. Религии античного мира. Религия Древней Греции
- Религия Древнего Рима
- 17. Зороастризм: возникновение, вероучение, культ. Авеста.
- Исторические судьбы зороастризма
- Учение Заратуштры
- Культ зороастризма
- Авеста — священная книга зороастризма
- 18. Исторические и духовные условия возникновения буддизма. Четыре благородных истины Гаутамы. Эпоха возникновения буддизма
- Сиддхартха Гаутама и его учение
- Учение Гаутамы
- 19. Основные формы буддизма.
- Хинаяна («малая колесница спасения»).
- Махаяна («большая колесница спасения»).
- Ваджраяна (алмазная колесница спасения)
- Ламаизм
- Чань-буддизм
- Дзэн-буддизм
- 20. Священные тексты буддизма.
- 21. Исторические и духовные предпосылки возникновения христианства. Символ веры.
- Особенности исторической эпохи возникновения христианства
- Духовная атмосфера возникновения христианства
- Новые общины
- Символ веры
- 22. Православие и католицизм: сравнительный анализ.
- Общим является:
- Различия касаются вероучения, формы проведения культовых обрядов и устройства церкви.
- 23. История Католицизма.
- Первая веха в истории католицизма - 1095 год.
- Вторая веха в истории католицизма - 1229 год .
- Третья веха - 1484 год.
- Четвертая веха - 1517 год.
- Пятая веха - 1559 год.
- Шестая веха - 1572 год.
- Седьмая веха - 1870 год.
- Восьмая веха - 1929 год.
- 24. Возникновение Протестантизма. Основные направления.
- Лютеранство
- Цвинглианство
- Кальвинизм
- Англиканство
- Баптизм
- Адвентизм
- Свидетели Иеговы
- Пятидесятники
- 25. Иудаизм: история, вероучение, священные тексты
- Допалестинский период
- Палестинский период. Эпоха Первого храма
- Послепленный период. Период Второго храма
- Библия. Талмуд
- 26. Библия как памятник культуры Структура Библии: Ветхий завет:
- Новый Завет
- Культурная ценность Библии
- Это священная книга
- 27. История христианского монашества.
- 28. Крещение Руси
- 29. История Русской православной Церкви
- Киевский период
- Московский период
- Патриарший период
- Синодальный период
- Новое время (пореволюционный период, 1917—1985 гг.),
- Новейший период.
- 30. Старообрядчество в истории русской культуры
- 31. Возникновение религии Ислам. Мухаммед. «Столпы веры»
- Вероучение и культ
- «Столпы ислама»
- 32. Основные направление религии Ислам
- Ортодоксальный ислам — суннизм
- 33. Коран как священный текст и памятник культуры
- Структура Корана
- Содержание Корана
- 34. Новые религиозные направления и организации
- Религия бахай
- Нетрадиционные религии и культы XX века
- 35. Религия и искусство. Природа религиозного искусства. Своеобразие русского иконописания.
- Особенности русской иконописи
- 36. Религия и наука.
- 37. Религия и право. Законодательство в области государственно - церковных отношений.
- 38. Религия Древней Индии. Веды. Индуизм.
- Индская (хараппская) религия
- Ведийская культура и религия
- Брахманизм
- Индуизм