Религии Месопотамии
Шумеры появились в Месопотамии в IV тыс. до н.э. и, выиграв тяжелейшую борьбу с природой, создали удивительную культуру. Они придумали колесо, создали письменность, первыми начали воздвигать монументальные сооружения — зиккураты, заложили основы ирригации.
Древние шумеры знали богов-покровителей конкретной местности. Возникшие в III тыс. до н.э. города-государства имели своих покровителей. В центре города находился храм и храмовые комплексы в честь бога-покровителя, во главе города-государства стоял энси — вождь и верховный жрец, управляющий храмовым аппаратом.
Уже в раннюю эпоху происходит процесс, аналогичный процессу древнеегипетской религии: складывается пантеон общих богов, где выделяется троица богов, связанных между собою родственными взаимоотношениями: Ану (олицетворение неба), Эа (мудрый и светлый бог), Энлиль (могучий и царственный бог ветра). Боги Месопотамии олицетворяли и природные явления, и социальные качества, и виды деятельности. Религию Двуречья отличает от древнеегипетской одна характерная черта — почти полное отсутствие зооморфизма.
По мере возвышения Вавилона его покровитель бог Мардук становится главой вавилонского пантеона. Когда власть Вавилона распространилась на юг Месопотамии, он был отождествлен с шумерийским Энлилем и стал называться Бэл Мардук. Он возглавил семь верховных богов, каждый из которых имел свой город, свой храм, свои небесные светила, свой день недели.
В эпоху древних государств религия пронизывала все стороны человеческой жизни, религиозные ритуалы и обряды сопровождали все важнейшие события, общественной, государственной и личной жизни. В городах было огромное количество храмов и святилищ.
Наряду с официальной религией были широко распространены земледельческие культы, культы умирающего и воскресающего бога. Культ божеств растительности и плодородия был связан с именами богини Иштар и бога Думузи (Таммузи). Большой популярностью пользовался миф о гибели Думузи, нисхождении его в подземный мир и возвращении на землю.
Важное место в жизни той поры играло жречество. Звание жреца было наследственным. Наряду со жрецами были и жрицы — храмовые прислужницы. Жрецы были учеными того времени. Именно их усилиями были заложены основы астрологии и астрономии, разработана двенадцатиричная система времяисчисления, создан календарь.
В Месопотамии была сильно развита вера в низших духов, злых и губительных; это были духи земли, воды, воздуха, демоны, олицетворявшие болезни и несчастья. В связи с этим была развита практика магических заклинаний, ношения амулетов и оберегов.
В отличие от древних египтян, которые разработали практику заупокойного культа, поскольку серьезно относились к загробной жизни, жители Двуречья были более привязаны к жизни на земле. Смерть воспринималась как прекращение бытия, и потому как абсолютное зло.
Поскольку считалось, что личного бессмертия достичь невозможно, для представлений о загробной жизни Древней Месопатамии характерен пессимизм. В сохранившемся произведении «Разговор господина с рабом» высказывается мысль о том, что у всех людей судьба одна: поскольку по ту сторону бытия нет ничего, что бы заслуживало внимания, человеческие деяния суетны и тщетны.
В эпоху Ассирийской империи религиозная система Месопотамии изменилась мало, ассирийцы не внесли ничего нового в религиозные представления, и с падением Ассирии их религиозные взгляды канули в Лету, не оказав влияния на последующую историю религии.
- 1. Религиоведение в системе гуманитарных наук
- 2. Природа и сущность религии.
- 3. Социально-исторические условия возникновения религии.
- 4. Гносеологические и психологические предпосылки религии.
- 5. Структура религии, социальные функции религии.
- 6. Пророк - создатель новой религиозной идеи.
- 7. Реформатор и миссионер в истории религии.
- 8. Святой и его роль в истории религии и культуры.
- 9. История религии как диалог.
- 10. Атеизм как феномен культуры и его роль в истории религии.
- 11. Роль традиций в истории религии. Религиозная традиция.
- 12. Исторические типы религии.
- Первобытные
- Этнические, общегосударственные
- Мировые
- 13. Особенности религий первобытного общества.
- Тотемизм
- Фетишизм
- Культ предков
- Шаманизм
- 14. Религии древних цивилизаций (Древний Египет и Месопотамия). Религиии Древнего Египта
- Религии Месопотамии
- 15. Религии Древнего Китая. Конфуцианство и даосизм.
- Конфуцианство
- Даосизм
- 16. Религии античного мира. Религия Древней Греции
- Религия Древнего Рима
- 17. Зороастризм: возникновение, вероучение, культ. Авеста.
- Исторические судьбы зороастризма
- Учение Заратуштры
- Культ зороастризма
- Авеста — священная книга зороастризма
- 18. Исторические и духовные условия возникновения буддизма. Четыре благородных истины Гаутамы. Эпоха возникновения буддизма
- Сиддхартха Гаутама и его учение
- Учение Гаутамы
- 19. Основные формы буддизма.
- Хинаяна («малая колесница спасения»).
- Махаяна («большая колесница спасения»).
- Ваджраяна (алмазная колесница спасения)
- Ламаизм
- Чань-буддизм
- Дзэн-буддизм
- 20. Священные тексты буддизма.
- 21. Исторические и духовные предпосылки возникновения христианства. Символ веры.
- Особенности исторической эпохи возникновения христианства
- Духовная атмосфера возникновения христианства
- Новые общины
- Символ веры
- 22. Православие и католицизм: сравнительный анализ.
- Общим является:
- Различия касаются вероучения, формы проведения культовых обрядов и устройства церкви.
- 23. История Католицизма.
- Первая веха в истории католицизма - 1095 год.
- Вторая веха в истории католицизма - 1229 год .
- Третья веха - 1484 год.
- Четвертая веха - 1517 год.
- Пятая веха - 1559 год.
- Шестая веха - 1572 год.
- Седьмая веха - 1870 год.
- Восьмая веха - 1929 год.
- 24. Возникновение Протестантизма. Основные направления.
- Лютеранство
- Цвинглианство
- Кальвинизм
- Англиканство
- Баптизм
- Адвентизм
- Свидетели Иеговы
- Пятидесятники
- 25. Иудаизм: история, вероучение, священные тексты
- Допалестинский период
- Палестинский период. Эпоха Первого храма
- Послепленный период. Период Второго храма
- Библия. Талмуд
- 26. Библия как памятник культуры Структура Библии: Ветхий завет:
- Новый Завет
- Культурная ценность Библии
- Это священная книга
- 27. История христианского монашества.
- 28. Крещение Руси
- 29. История Русской православной Церкви
- Киевский период
- Московский период
- Патриарший период
- Синодальный период
- Новое время (пореволюционный период, 1917—1985 гг.),
- Новейший период.
- 30. Старообрядчество в истории русской культуры
- 31. Возникновение религии Ислам. Мухаммед. «Столпы веры»
- Вероучение и культ
- «Столпы ислама»
- 32. Основные направление религии Ислам
- Ортодоксальный ислам — суннизм
- 33. Коран как священный текст и памятник культуры
- Структура Корана
- Содержание Корана
- 34. Новые религиозные направления и организации
- Религия бахай
- Нетрадиционные религии и культы XX века
- 35. Религия и искусство. Природа религиозного искусства. Своеобразие русского иконописания.
- Особенности русской иконописи
- 36. Религия и наука.
- 37. Религия и право. Законодательство в области государственно - церковных отношений.
- 38. Религия Древней Индии. Веды. Индуизм.
- Индская (хараппская) религия
- Ведийская культура и религия
- Брахманизм
- Индуизм