logo
ответы по религиоведению

Московский период

На Северо-Востоке зарождалась новая эпоха Отечественной истории, возвышалась Москва, на­чавшая собирание русских земель. Это был путь централизации государства, и ему споспешество­вала Церковь. В Московский период сложились иные, нежели это было в Киевский период, отношения между Церковью и государством. Это было не внешним сближением церкви и государства, а появлением иного принципа, в результате которого Церковь теряла свою самостоятельность и независимость от светской власти.

В XIV в. Московская митрополия получила автокефалию (от греч. autos — сам, kephale — го­лова; самоуправление, административная независимость православных церквей). В 1448 г. митро­полит Исидор, грек по происхождению, был смещен, и на его место был назначен русский митро­полит Иона. Зависимость Русской церкви от Константинополя закончилась, поскольку и истори­ческого смысла, и необходимости в поддержании этой связи уже не было.

Идеологически это получило выражение в теории «третьего Рима», которую сформулировал псковский игумен Филофей. Первый Рим погиб из за ересей раннего христианства, второй (Визан­тия) в силу безбожной унии с латинами, а потому Москва — третий Рим. Свобода Русской церк­ви от духовной матери -— Византийского православия — обернулась подчинением государствен­ному самодержавию.

Важнейшим событием в истории Русской Православной церкви XVI в. был Стоглавый со­бор (1551 г.), на котором была предпринята попытка унификации богослужения во всей церкви. Стоглавый собор был пронизан духом суровой критики реального положения духовенства, его порочности и небрежения к обязанностям, требованием чистоты духовенства. Собор предусмат­ривал надзор за нравственностью и поведением духовенства и мирян. Последним, в частности, запрещалось играть на музыкальных инструментах, брить бороды, играть в шахматы, смотреть выступления скоморохов.

Важным вопросом на Стоглавом соборе был вопрос о секуляризации церковно-монашеского имущества. В обсуждении этого вопроса слышался накал полемики предшествующих лет между стяжате­лями и нестяжателями. Их спор — это спор о праве монахов владеть имуществом.

Много места на Соборе уделялось вопросам культа. Собор признал необходимость двуперстно­го крестного знамения, направление крестного хода посолонь, а не противосолнца, сугубую, а не трегубую аллилуйю. Поднимался вопрос о культе святых и об их канонизации.

Московский период характерен и тем, что в это время оформились первые еретические движе­ния. В Псковско-Новгородских землях возникло движение стригольников. Общим пафосом их выступления было недоверие к посреднической роли всякого духовенства между Богом и людьми. Они отрицали церковную иерархию, резко обличали «обмирщенность» духовенства и его пороки,

Яркой страницей Московского периода была деятельность Сергия Радонежского, который явил образ аскетического служения христианской вере, заложил основы духовной истории, основал Свято-Троицкий монастырь, сыгравший выдающуюся роль в истории отечественной культуры.