Ортодоксальный ислам — суннизм
— также не оставался единым. Однако, если распад на суннизм и шиизм, а также деления внутри шиизма определялись вопросом о власти, то внутри суннизма разделение было вызвано процессом становления теологии ислама (калама, от араб, кала?: — речь, слово). Калам развивался первоначально в ходе полемики, дискуссий как внутри самого ислама, так и в споре с иноверием. Был выработан характерный для калама метод рассуждений, который, в частности, требовал при аргументации доводов разума, а не ссылку на авторитет.
Первой крупной школой были мутазилиты (араб.— обособившиеся). По их мнению, божественной волей установлена свобода воли человека, поэтому он лично ответственен за свои поступки. Мутазилиты выдвинули утверждение о несотворенности Корана, в связи с чем пропагандировали символистско-аллегорическое толкование Корана, также утверждение превосходства знания над верой. В их проповедях содержалось требование от мусульманина борьбы со злом: согрешивший — человек, находящийся между верой и неверием. На первых порах мутазилиты пользовались поддержкой халифов, но в конце IX в. их учение было признано еретическим.
В VIII—IX вв. в мусульманском богословии сложились четыре школы: ханифиты, шафиить: малакиты и ханбалиты. На основе этих религиозно-правовых школ сформировался шариат — комплекс юридических норм, принципов и правил поведения, соблюдение которых означает праведную, угодную Аллаху жизнь. Массовое сознание воспринимает шариат как исламский образ жизни.
Суфизм
Движение мутузалитов — это движение рационалистов в рамках ислама. Параллельным ему, не противоположным по характеру, был суфизм. Суфизм ( от араб, «суф» — грубая, шерстяная ткань) — сложное, многоплановое и пестрое по составу явление мусульманской культуры. Суфизм — мистическое религиозно-философское мировоззрение в исламе. В центре его лежит идея возможности непосредственного и прямого духовного общения человека с Богом, ибо, рационально познать Бога невозможно. Для этого нужен особый, мистический путь постижения скрытого от непосвященных знания. Оно достигается путем экстаза, экстатического переживания, выступающего в качестве внутреннего опыта.
В связи с этим было разработано учение о последовательных стадиях-состояних из нескольких ступеней, последняя из которых символизировала приобщение мюрида (ученика) к высшим таинствам суфизма. Методы достижения этой цели были различны, часто полярны: формы психотренинга, физические упражения, танцы, пение, разные формы медитации.
С IX в. возникают суфийские (дервишекие) ордена, они представляли собою иерархические организации, во главе которых стоял шейх, направлявший обучение мюридов. В разных орденах существовали свои нормы и правила, но общим в них были жесткая дисциплина и беспрекословное подчинение младших старшим. Некоторые суфийские ордена занимались активной миссионерской деятельностью. Усилиями суфиев в исламе распространялся культ святых.
Когда в XI в. ортодоксальный суннизм сблизился с умеренными течениями суфизма, институт святых был признан и официальным каламом, хотя некоторые видели в этом нарушение чистоты ислама. На волне подобной оппозиции в XVIII в. возникло движение ваххабитов, которые требовали строжайшего соблюдения принципа единобожия, отказа от поклонения святым, очищения ислама от нововведений.
Во второй половине XX в. после многих веков провинциального существования ислам выходит на авансцену истории и начинает оказывать мощное воздействие на общую ситуацию в мире, становится активной религиозной и политической силой.
- 1. Религиоведение в системе гуманитарных наук
- 2. Природа и сущность религии.
- 3. Социально-исторические условия возникновения религии.
- 4. Гносеологические и психологические предпосылки религии.
- 5. Структура религии, социальные функции религии.
- 6. Пророк - создатель новой религиозной идеи.
- 7. Реформатор и миссионер в истории религии.
- 8. Святой и его роль в истории религии и культуры.
- 9. История религии как диалог.
- 10. Атеизм как феномен культуры и его роль в истории религии.
- 11. Роль традиций в истории религии. Религиозная традиция.
- 12. Исторические типы религии.
- Первобытные
- Этнические, общегосударственные
- Мировые
- 13. Особенности религий первобытного общества.
- Тотемизм
- Фетишизм
- Культ предков
- Шаманизм
- 14. Религии древних цивилизаций (Древний Египет и Месопотамия). Религиии Древнего Египта
- Религии Месопотамии
- 15. Религии Древнего Китая. Конфуцианство и даосизм.
- Конфуцианство
- Даосизм
- 16. Религии античного мира. Религия Древней Греции
- Религия Древнего Рима
- 17. Зороастризм: возникновение, вероучение, культ. Авеста.
- Исторические судьбы зороастризма
- Учение Заратуштры
- Культ зороастризма
- Авеста — священная книга зороастризма
- 18. Исторические и духовные условия возникновения буддизма. Четыре благородных истины Гаутамы. Эпоха возникновения буддизма
- Сиддхартха Гаутама и его учение
- Учение Гаутамы
- 19. Основные формы буддизма.
- Хинаяна («малая колесница спасения»).
- Махаяна («большая колесница спасения»).
- Ваджраяна (алмазная колесница спасения)
- Ламаизм
- Чань-буддизм
- Дзэн-буддизм
- 20. Священные тексты буддизма.
- 21. Исторические и духовные предпосылки возникновения христианства. Символ веры.
- Особенности исторической эпохи возникновения христианства
- Духовная атмосфера возникновения христианства
- Новые общины
- Символ веры
- 22. Православие и католицизм: сравнительный анализ.
- Общим является:
- Различия касаются вероучения, формы проведения культовых обрядов и устройства церкви.
- 23. История Католицизма.
- Первая веха в истории католицизма - 1095 год.
- Вторая веха в истории католицизма - 1229 год .
- Третья веха - 1484 год.
- Четвертая веха - 1517 год.
- Пятая веха - 1559 год.
- Шестая веха - 1572 год.
- Седьмая веха - 1870 год.
- Восьмая веха - 1929 год.
- 24. Возникновение Протестантизма. Основные направления.
- Лютеранство
- Цвинглианство
- Кальвинизм
- Англиканство
- Баптизм
- Адвентизм
- Свидетели Иеговы
- Пятидесятники
- 25. Иудаизм: история, вероучение, священные тексты
- Допалестинский период
- Палестинский период. Эпоха Первого храма
- Послепленный период. Период Второго храма
- Библия. Талмуд
- 26. Библия как памятник культуры Структура Библии: Ветхий завет:
- Новый Завет
- Культурная ценность Библии
- Это священная книга
- 27. История христианского монашества.
- 28. Крещение Руси
- 29. История Русской православной Церкви
- Киевский период
- Московский период
- Патриарший период
- Синодальный период
- Новое время (пореволюционный период, 1917—1985 гг.),
- Новейший период.
- 30. Старообрядчество в истории русской культуры
- 31. Возникновение религии Ислам. Мухаммед. «Столпы веры»
- Вероучение и культ
- «Столпы ислама»
- 32. Основные направление религии Ислам
- Ортодоксальный ислам — суннизм
- 33. Коран как священный текст и памятник культуры
- Структура Корана
- Содержание Корана
- 34. Новые религиозные направления и организации
- Религия бахай
- Нетрадиционные религии и культы XX века
- 35. Религия и искусство. Природа религиозного искусства. Своеобразие русского иконописания.
- Особенности русской иконописи
- 36. Религия и наука.
- 37. Религия и право. Законодательство в области государственно - церковных отношений.
- 38. Религия Древней Индии. Веды. Индуизм.
- Индская (хараппская) религия
- Ведийская культура и религия
- Брахманизм
- Индуизм