logo
ответы по религиоведению

Ортодоксальный ислам — суннизм

— также не оставался единым. Однако, если распад на сун­низм и шиизм, а также деления внутри шиизма определялись вопросом о власти, то внутри сун­низма разделение было вызвано процессом становления теологии ислама (калама, от араб, кала?: — речь, слово). Калам развивался первона­чально в ходе полемики, дискуссий как внутри самого ислама, так и в споре с иноверием. Был вы­работан характерный для калама метод рассуждений, который, в частности, требовал при аргу­ментации доводов разума, а не ссылку на авторитет.

Первой крупной школой были мутазилиты (араб.— обособившиеся). По их мнению, божест­венной волей установлена свобода воли человека, поэтому он лично ответственен за свои поступ­ки. Мутазилиты выдвинули утверждение о несотворенности Корана, в связи с чем пропагандиро­вали символистско-аллегорическое толкование Корана, также утверждение превосходства знания над верой. В их проповедях содержалось требование от мусульманина борьбы со злом: согрешив­ший — человек, находящийся между верой и неверием. На первых порах мутазилиты пользовались поддержкой халифов, но в конце IX в. их учение было признано еретическим.

В VIII—IX вв. в мусульманском богословии сложились четыре школы: ханифиты, шафиить: малакиты и ханбалиты. На основе этих религиозно-правовых школ сформировался шариат — комплекс юридических норм, принципов и правил поведения, соблюдение которых означает пра­ведную, угодную Аллаху жизнь. Массовое сознание воспринимает шариат как исламский образ жизни.

Суфизм

Движение мутузалитов — это движение рационалистов в рамках ислама. Параллельным ему, не противоположным по характеру, был суфизм. Суфизм ( от араб, «суф» — грубая, шерстяная ткань) — сложное, многоплановое и пестрое по составу явление мусульманской культуры. Су­физм — мистическое религиозно-философское мировоззрение в исламе. В центре его лежит идея возможности непосредственного и прямого духовного общения человека с Богом, ибо, рационально познать Бога невозможно. Для этого нужен особый, мистический путь постижения скрытого от непосвященных знания. Оно дос­тигается путем экстаза, экстатического переживания, выступающего в качестве внутреннего опы­та.

В связи с этим было разработано учение о последовательных стадиях-состояних из нескольких ступеней, последняя из которых символизировала приобщение мюрида (ученика) к высшим таин­ствам суфизма. Методы достижения этой цели были различны, часто полярны: формы психотре­нинга, физические упражения, танцы, пение, разные формы медитации.

С IX в. возникают суфийские (дервишекие) ордена, они представляли собою иерархические организации, во главе которых стоял шейх, на­правлявший обучение мюридов. В разных орденах существовали свои нормы и правила, но общим в них были жесткая дисциплина и беспрекословное подчинение младших старшим. Некоторые суфийские ордена занимались активной миссионерской деятельностью. Усилиями суфиев в исла­ме распространялся культ святых.

Когда в XI в. ортодоксальный суннизм сблизился с умеренными течениями суфизма, институт святых был признан и официальным каламом, хотя некоторые видели в этом нарушение чистоты ислама. На волне подобной оппозиции в XVIII в. возникло движение ваххабитов, которые требо­вали строжайшего соблюдения принципа единобожия, отказа от поклонения святым, очищения ислама от нововведений.

Во второй половине XX в. после многих веков провинциального существования ислам выходит на авансцену истории и начинает оказывать мощное воздействие на общую ситуацию в мире, ста­новится активной религиозной и политической силой.