Религия Древнего Рима
Религия Древнего Рима, несмотря на ряд общих черт с греческой, отличалась своеобразными чертами.
Римляне почитали богов-манов, покровителей семьи и рода, пенатов, вначале олицетворявших домашнюю житницу или кладовую, а в дальнейшем ставших домашними духами-хранителями. Кроме того, почитался лар — дух-покровитель и семьи, и рода, и местности, и перекрестка дорог.
Семейно-родовой культ был связан с почитанием огня, который в дальнейшем получил общегосударственный характер. Среди древнейших культов были развиты аграрные, связанные с земледелием и скотоводчеством. Марс первоначально почитался в качестве бога-покровителя земледелия, ему был посвящен месяц март, время начала земледельческих работ, и в честь него устраивались празднества; Фавн почитается как покровитель скота, бог пастухов; Аврора — как богиня садоводства и виноградарства.
По мере складывания Римского государства формировался римский пантеон богов, включавший богов тех племен и родов, которые входили в состав римской общины. Римляне выделяли две группы богов — отечественные боги и пришельцы. Среди богов были боги-покровители местной общины, позднее полиса; также боги, олицетворявшие все стороны частной и общественной жизни римлян. Среди множества богов выделялись двенадцать основных: Юпитер, Нептун, Вулкан, Аполлон,Минерва, Юнона, Венера, Марс и др.
Популярна, была Веста —- богиня домашнего очага и семейной жизни, в ее честь воздвигали храмы, где служили жрицы — весталки. Их было шесть, возглавляла общество весталок старшая из них. Весталки — олицетворение и воплощение чистоты, непорочности, девственности, они жили в так называемом Атрии Весты близ храма. Основным занятием весталок было по очереди, днем и ночью, на алтаре Весты в ее храме поддерживать огонь, который был символом ее божественной силы.
В римском обществе весталки пользовались большим уважением и влиянием, им принадлежало право помилования, в театре они занимали почетные места, их сопровождали на улицах как высоких должностных лиц. Весталкой девочка становилась в возрасте от шести до десяти лет. У претендентки на это высокое звание должны были быть живы оба родителя, какой-либо физический порок был препятствием к избранию в жрицы. Со временем отбор становился все строже. Весталку ожидала суровая кара, если пламя на алтаре Весты гасло или если весталка нарушала обет чистоты и целомудрия, ее могли живьем замуровать в подземелье.
Как и в Греции, в Древнем Риме не было замкнутого жреческого сословия, исполнять обязанности жреца мог любой гражданин, удостоившийся избрания.
Наибольшей властью в вопросах религии обладала коллегия понтификов, во главе которой стоял верховный жрец-понтифик. Верховный понтифик осуществлял важные государственные функции: в календы каждого месяца возносил на Капитолии молитвы за благополучие римской державы, а в иды руководил торжественными жертвоприношениями.
Важное место в римской религии и в общественной жизни играла система гаданий (мантика) и предзнаменований. Перед каждым важным событием общественно-политической, военной, гражданской жизни римляне спрашивали богов об указаниях, на основании которых принималось решение. Наиболее распространенными были гадания по полету птиц (ауспиции), гадания по тому, как священные куры клюют зерно, гадание по внутренностям жертвенного животного (гаруспи- ции). Система гаданий отличалась крайним формализмом.
В эллинистическую эпоху в Римской империи утверждается культ императора. Обожествление императоров (вначале посмертное, а потом и прижизненное) началось с Юлия Цезаря, но наибольший размах приобрело в период правления Октавиана Августа. Культ Августа приобрел не только религиозное, но и политическое значение, выступления против него считались как политическим актом, так и греховным деянием. После смерти Август был причислен к богам, а его культ получил распространение не только на Востоке, где он воспринимался как спаситель и благодетель мира, но и в самой Римской империи. Римская религия дожила до IV в. и окончательно была вытеснена победившим христианством.
- 1. Религиоведение в системе гуманитарных наук
- 2. Природа и сущность религии.
- 3. Социально-исторические условия возникновения религии.
- 4. Гносеологические и психологические предпосылки религии.
- 5. Структура религии, социальные функции религии.
- 6. Пророк - создатель новой религиозной идеи.
- 7. Реформатор и миссионер в истории религии.
- 8. Святой и его роль в истории религии и культуры.
- 9. История религии как диалог.
- 10. Атеизм как феномен культуры и его роль в истории религии.
- 11. Роль традиций в истории религии. Религиозная традиция.
- 12. Исторические типы религии.
- Первобытные
- Этнические, общегосударственные
- Мировые
- 13. Особенности религий первобытного общества.
- Тотемизм
- Фетишизм
- Культ предков
- Шаманизм
- 14. Религии древних цивилизаций (Древний Египет и Месопотамия). Религиии Древнего Египта
- Религии Месопотамии
- 15. Религии Древнего Китая. Конфуцианство и даосизм.
- Конфуцианство
- Даосизм
- 16. Религии античного мира. Религия Древней Греции
- Религия Древнего Рима
- 17. Зороастризм: возникновение, вероучение, культ. Авеста.
- Исторические судьбы зороастризма
- Учение Заратуштры
- Культ зороастризма
- Авеста — священная книга зороастризма
- 18. Исторические и духовные условия возникновения буддизма. Четыре благородных истины Гаутамы. Эпоха возникновения буддизма
- Сиддхартха Гаутама и его учение
- Учение Гаутамы
- 19. Основные формы буддизма.
- Хинаяна («малая колесница спасения»).
- Махаяна («большая колесница спасения»).
- Ваджраяна (алмазная колесница спасения)
- Ламаизм
- Чань-буддизм
- Дзэн-буддизм
- 20. Священные тексты буддизма.
- 21. Исторические и духовные предпосылки возникновения христианства. Символ веры.
- Особенности исторической эпохи возникновения христианства
- Духовная атмосфера возникновения христианства
- Новые общины
- Символ веры
- 22. Православие и католицизм: сравнительный анализ.
- Общим является:
- Различия касаются вероучения, формы проведения культовых обрядов и устройства церкви.
- 23. История Католицизма.
- Первая веха в истории католицизма - 1095 год.
- Вторая веха в истории католицизма - 1229 год .
- Третья веха - 1484 год.
- Четвертая веха - 1517 год.
- Пятая веха - 1559 год.
- Шестая веха - 1572 год.
- Седьмая веха - 1870 год.
- Восьмая веха - 1929 год.
- 24. Возникновение Протестантизма. Основные направления.
- Лютеранство
- Цвинглианство
- Кальвинизм
- Англиканство
- Баптизм
- Адвентизм
- Свидетели Иеговы
- Пятидесятники
- 25. Иудаизм: история, вероучение, священные тексты
- Допалестинский период
- Палестинский период. Эпоха Первого храма
- Послепленный период. Период Второго храма
- Библия. Талмуд
- 26. Библия как памятник культуры Структура Библии: Ветхий завет:
- Новый Завет
- Культурная ценность Библии
- Это священная книга
- 27. История христианского монашества.
- 28. Крещение Руси
- 29. История Русской православной Церкви
- Киевский период
- Московский период
- Патриарший период
- Синодальный период
- Новое время (пореволюционный период, 1917—1985 гг.),
- Новейший период.
- 30. Старообрядчество в истории русской культуры
- 31. Возникновение религии Ислам. Мухаммед. «Столпы веры»
- Вероучение и культ
- «Столпы ислама»
- 32. Основные направление религии Ислам
- Ортодоксальный ислам — суннизм
- 33. Коран как священный текст и памятник культуры
- Структура Корана
- Содержание Корана
- 34. Новые религиозные направления и организации
- Религия бахай
- Нетрадиционные религии и культы XX века
- 35. Религия и искусство. Природа религиозного искусства. Своеобразие русского иконописания.
- Особенности русской иконописи
- 36. Религия и наука.
- 37. Религия и право. Законодательство в области государственно - церковных отношений.
- 38. Религия Древней Индии. Веды. Индуизм.
- Индская (хараппская) религия
- Ведийская культура и религия
- Брахманизм
- Индуизм