15. Религии Древнего Китая. Конфуцианство и даосизм.
Древнекитайская цивилизация отличалась от соседней древнеиндийской цивилизации рядом принципиальных черт. Для культуры Древнего Китая социальная этика и административная практика играли большую роль, нежели индивидуальные поиски спасения и мистические учения. Если человек Древней Индии обращал свои взоры на небо, то житель Древнего Китая смотрел на землю.
Истоки китайской культуры коренятся в глубокой древности. Уже в XIV—XI вв. до н.э. существовало государство Инь, представляющее собою союз племен, во главе которого стоял наследный монарх. Рабовладельческое по характеру, оно сохраняло в себе остатки первобытнообщинных отношений. Иньские погребения говорят об уже четкой дифференциации общества. Монарх был не только правителем, но и верховным жрецом, он определял волю божества по гадальным костям.
Гадание выступало своеобразной формой общения человека с божеством. Ответом божество являло свою волю, а гадатель получал знание, просветленное знание, обладателем которого был он.
Эпоха Чжоу (XI—Ш вв. до н.э.) представляет собою дальнейшую форму развития религиозных представлений. В это время формируется вера в существование Верховного божества, лишенного всяких антропоморфных черт — в безликое, но всевидящее Небо.
Небо — всеобщая абстракция, ему нет дела до человека, до его индивидуальной жизни, до его повседневных забот, оно лишь принимает жертвоприношения, ибо они оказываются зачем-то и каким-то образом ему нужны. И человеку Небо не очень близко, человеку не нужно его любить, сливаться с ним, его можно лишь о чем-то вопрошать. Это делает гадатель, а на долю человека остается только соблюдать лояльность по отношению к Небу.
Для религиозного сознания Древнего Китая связь человека и Верховного божества отлична от той связи, которая существует в иудаизме и христианстве, где она выступает как отношение двух личностей. Культ неба носил при этом не сакральный, а морально-этический характер. Первосвященником Неба, сыном Неба, почитался император.
В эпоху Чжоу была развита система культов, среди которых наибольшей значимостью обладали культ земли и культ предков. Культ земли приобрел значение государственного культа, совершался самим императором, который на священном участке земли проводил плугом первую борозду, что символизировало начало нового цикла полевых работ.
Была развита вера в души умерших. В древнем Китае верили в наличие двух душ у человека, одна из которых умирала вместе с телом, а другая отправлялась на небо. Души умерших могли определять будущее живущих на земле и в то же время служили образцом воспитания и деятельности. Почитание души умершего трансформировалось в культ предков, который определил такую черту китайского мировоззрения, как традиционализм.
В эпоху Чжоу оформляется и такая специфическая черта древнекитайского миропонимания, как идея всеобщей гармонии, единства макро- и микрокосмоса, небесных, земных и человеческих законов. В дальнейшем эта мысль воплотится и в учении о двух началах мира: Ян (олицетворяющее солнце, свет, силу, цельность, мужское начало) и Инь (олицетворяющее луну, тьму, слабость, женское начало).
В целом религия Древнего Китая носила четкий десакрализованный характер, складывающаяся религиозная система была подчеркнуто реалистической, отличалась явным равнодушием к мистике и метафизическим спекуляциям.
К VI в. до н.э. ощущается кризис в государственной жизни Чжоу, что сказывается и в характере религиозного сознания. Начинают высказываться сомнения в необходимости приношений жертв Небу. Критика захватывает даже культ предков: Эти кризисные настроения привели к формированию новых идей, которые сумели оплодотворить и китайскую культуру, придать ей своеобразие и неповторимость. Речь здесь идет прежде всего о конфуцианстве и даосизме.
- 1. Религиоведение в системе гуманитарных наук
- 2. Природа и сущность религии.
- 3. Социально-исторические условия возникновения религии.
- 4. Гносеологические и психологические предпосылки религии.
- 5. Структура религии, социальные функции религии.
- 6. Пророк - создатель новой религиозной идеи.
- 7. Реформатор и миссионер в истории религии.
- 8. Святой и его роль в истории религии и культуры.
- 9. История религии как диалог.
- 10. Атеизм как феномен культуры и его роль в истории религии.
- 11. Роль традиций в истории религии. Религиозная традиция.
- 12. Исторические типы религии.
- Первобытные
- Этнические, общегосударственные
- Мировые
- 13. Особенности религий первобытного общества.
- Тотемизм
- Фетишизм
- Культ предков
- Шаманизм
- 14. Религии древних цивилизаций (Древний Египет и Месопотамия). Религиии Древнего Египта
- Религии Месопотамии
- 15. Религии Древнего Китая. Конфуцианство и даосизм.
- Конфуцианство
- Даосизм
- 16. Религии античного мира. Религия Древней Греции
- Религия Древнего Рима
- 17. Зороастризм: возникновение, вероучение, культ. Авеста.
- Исторические судьбы зороастризма
- Учение Заратуштры
- Культ зороастризма
- Авеста — священная книга зороастризма
- 18. Исторические и духовные условия возникновения буддизма. Четыре благородных истины Гаутамы. Эпоха возникновения буддизма
- Сиддхартха Гаутама и его учение
- Учение Гаутамы
- 19. Основные формы буддизма.
- Хинаяна («малая колесница спасения»).
- Махаяна («большая колесница спасения»).
- Ваджраяна (алмазная колесница спасения)
- Ламаизм
- Чань-буддизм
- Дзэн-буддизм
- 20. Священные тексты буддизма.
- 21. Исторические и духовные предпосылки возникновения христианства. Символ веры.
- Особенности исторической эпохи возникновения христианства
- Духовная атмосфера возникновения христианства
- Новые общины
- Символ веры
- 22. Православие и католицизм: сравнительный анализ.
- Общим является:
- Различия касаются вероучения, формы проведения культовых обрядов и устройства церкви.
- 23. История Католицизма.
- Первая веха в истории католицизма - 1095 год.
- Вторая веха в истории католицизма - 1229 год .
- Третья веха - 1484 год.
- Четвертая веха - 1517 год.
- Пятая веха - 1559 год.
- Шестая веха - 1572 год.
- Седьмая веха - 1870 год.
- Восьмая веха - 1929 год.
- 24. Возникновение Протестантизма. Основные направления.
- Лютеранство
- Цвинглианство
- Кальвинизм
- Англиканство
- Баптизм
- Адвентизм
- Свидетели Иеговы
- Пятидесятники
- 25. Иудаизм: история, вероучение, священные тексты
- Допалестинский период
- Палестинский период. Эпоха Первого храма
- Послепленный период. Период Второго храма
- Библия. Талмуд
- 26. Библия как памятник культуры Структура Библии: Ветхий завет:
- Новый Завет
- Культурная ценность Библии
- Это священная книга
- 27. История христианского монашества.
- 28. Крещение Руси
- 29. История Русской православной Церкви
- Киевский период
- Московский период
- Патриарший период
- Синодальный период
- Новое время (пореволюционный период, 1917—1985 гг.),
- Новейший период.
- 30. Старообрядчество в истории русской культуры
- 31. Возникновение религии Ислам. Мухаммед. «Столпы веры»
- Вероучение и культ
- «Столпы ислама»
- 32. Основные направление религии Ислам
- Ортодоксальный ислам — суннизм
- 33. Коран как священный текст и памятник культуры
- Структура Корана
- Содержание Корана
- 34. Новые религиозные направления и организации
- Религия бахай
- Нетрадиционные религии и культы XX века
- 35. Религия и искусство. Природа религиозного искусства. Своеобразие русского иконописания.
- Особенности русской иконописи
- 36. Религия и наука.
- 37. Религия и право. Законодательство в области государственно - церковных отношений.
- 38. Религия Древней Индии. Веды. Индуизм.
- Индская (хараппская) религия
- Ведийская культура и религия
- Брахманизм
- Индуизм