logo search
ответы по религиоведению

Киевский период

Летописец оставил нам свидетельство утверждения христианства при преемнике Владимира Яро­славе Мудром (1015—1054г) На плечи Ярослава Мудрого легли задачи распространения и утвержде­ния христианской веры, а главное — оформления церкови.

Уже при Ярославе Мудром начнется целенаправленная подготовка кадров русского духовенст­ва, будут возведены Софийские соборы — в Киеве и Новгороде, при которых откроются первые на Руси публичные библиотеки. В этот период закладываются основы русского иконописания творчеством первых иконописцев Алимпия и Григория.

Оценка Киевского периода русского православия постоянно менялась. Сегодня все более ут­верждается точка зрения, согласно которой Киевский период для русского религиозного сознания «имеет то же значение, что Пушкин — для русского художественного сознания: значение образ­ца...»

Для русского религиозного сознания XIII в. принес еще одну беду — татаро-монгольское на­шествие. Бытие церкви в период татаро-монгольского господства определялось двумя обстоятель­ствами: во-первых, политикой захватчиков, во-вторых, осознанием своей исторической миссии — хранить и поддерживать чувство духовного единства.

Завоеватели вели себя по отношению к церкви лояльно, они предоставили ей определенны; льготы: духовенство освобождалось от всех видов дани, пошлин, повинностей, недвижимое иму­щество объявлялось неприкосновенным. Причины этой лояльности различны, здесь сказывался : политический расчет, и языческий характер их религии, для которой веротерпимость была неотъ­емлемым качеством.