logo search
Uch_pos

Вопросы и задания для самостоятельной работы

I. Выражение духа рационалистической культуры в идеях Просвещения.

1. И. Кант о сущности просвещения.

1.1 Понятие просвещения.

В чем И. Кант видит сущность просвещения? Какие препятствия существуют на пути формирования свободного мышления?

1.2 Метод просвещения.

Какое применение разума Кант называет частным, какое — публичным? В чем необходимость каждого из способов? В какой ситуации эти способы несовместимы? Подумайте, при каких условиях и в каких формах сотрудник правоохранительных органов может применять разум публично.

2. Свобода духовного творчества и общественная свобода.

В каком отношении находятся свобода гражданская и свобода творческого духа народа? Почему социальная революция не является эффективным средством выхода человечества из состояния «несовершеннолетия»? Что лежит в основании политического прогресса?

II. Наука и современная культура.

1. Современная наука.

1.1. Исторические предпосылки современной науки

Определите основные этапы развития науки. В чем состоит основной мотив развития научного познания? Объясните употребляемые Ясперсом применительно к научному познанию понятия «воля к власти» и «воля к истине». Какие христианские идеи предопределили основные установки современной науки?

1.2. Характеристика современной науки.

Раскройте основные признаки науки: методичность, достоверность, общезначимость.

Раскройте особенности современной науки: универсальность, незавершенность, систематичность. В чем современная наука отличается от греческой? В чем Ясперс видит ограниченность науки? Какое противоречие обнаруживает наука сама в себе? Какие категории (проблемы) Ясперс считает самыми фундаментальными в современной науке?

1.3. Обыденное отношение к науке.

Что Ясперс называет «научным суеверием»? В чем видит причины возникновения ложных иллюзий относительно возможностей науки? Какую опасность таят эти иллюзии? Что необходимо для их преодоления?