Исторические истоки греческой мифологии
и точное время создания, ни имена авторов древнегреческих мифов назвать невозможно, и удаленность во времени не единственная тому причина. Мифы погружены в историю древнегреческого этноса и формируются на протяжении столетий, испытывая на себе воздействие всех ее перипетий. Авторство греческих мифов заведомо анонимно не потому, что имена утрачены, – субъектами мифотворчества являются не отдельные личности, а сменяющие друг друга поколения людей, потомками которых считали себя греки. Кто эти люди? Когда и откуда пришли они на землю Греции?
В пору своего расцвета греки, несмотря на географическую и политическую раздробленность, осознавали себя единым народом, говорящим на одном языке, имеющим общую историю и культуру1. Однако греки не являлись коренными обитателями населяемой ими территории. На рубежеIIIиIIтысячелетий до н. э. их предки пришли, предположительно, с севера Балкан и, захватив южную часть полуострова, распространили свою экспансию на центральную и восточную части средиземноморского региона. Это были греческие племена ахейцев, относящиеся к индоевропейскому этносу, которые уничтожили или частично ассимилировали местное население2и, закрепившись на завоеванных территориях, заложили основы древнегреческой цивилизации. Именно ахейцы создали первые полисы – Микены, Тиринф, Фивы, Афины и др.,– ставшие центрами политической и культурной жизни Древней Греции. Однако ахейцы были не последними завоевателями. ВXIIв. до н. э. на Балканский полуостров хлынула волна других греческих племен – дорийцев, пришедших, как и ахейцы, с севера. Дорийцы оказались более воинственными, они быстро покорили Грецию, открыв для нее век железа и, вместе с этим, перспективы военного могущества и экономического развития. Дорийские племена оттеснили ахейцев на периферию формирующегося греческого мира, и кIтыс. до н. э. они утрачивают свою историческую роль, постепенно растворяясь среди других греческих племен.
История греческих завоеваний растянулась на века. Греки приходят в Средиземноморье не как единый народ. Их разделяет племенной принцип организации, часто отдельные племена враждуют между собой, а перед лицом общего врага возникают и распадаются их союзы. Правда, при этом они осознают свое родство; постепенно формируется устойчивое представление об этническом единстве; на арену истории в I тыс. до н. э. выходит греческий народ.
Греки, как никакой другой народ древности, обнаруживают духовные корни своего единения. Эти корни уходят в их мифологию. Древнейшие из известных греческих мифов создавались в начальный период завоеваний, т. е. на рубеже III – IIтыс. до н. э., и несут на себе отпечаток мифологических представлений, сформировавшихся до вторжения греческих племен на Балканы как у самих завоевателей, так и у покоренного ими местного населения. Поначалу мифы, создаваемые отдельными греческими племенами, сильно разняться. Исследователи греческой мифологии обнаруживают в древнейших греческих мифах существенные расхождения в отражении основных тем, таких как происхождение мира, формирование божественного пантеона, происхождение человека. Постепенно, по мере вовлечения греческих племен в общий поток истории, эти различия сглаживаются, унифицируются представления о богах, складывается единый в своей основе общегреческий пантеон олимпийских богов, формируются образы героев, сказания о подвигах которых распространяются по всему греческому миру. В мифологии греческий дух впервые обнаруживает свое единство и раскрывает свои возможности. Развитая мифология становится основой поразительного расцвета греческой культуры вIтыс. до н. э., составившего целую эпоху в истории общечеловеческой культуры.
- И. И. Авксентьевский, л. В. Фивейская
- Учебное пособие
- Содержание
- Тема I. Греческая мифология
- Развитие мифа
- Исторические истоки греческой мифологии
- Периодизация греческой мифологии
- Текстовые источники греческой мифологии
- Основные темы греческой мифологии
- Основные персонажи греческой мифологии
- Вопросы и задания для самостоятельной работы
- 1. Общая характеристика греческой мифологии.
- 2. Греческие мифы о богах.
- 3. Греческие мифы о героях.
- Литература
- Тема II. Религиозно-философские идеи в культуре древнего китая и древней индии
- § 1. Учение Лао-цзы о дао.
- Личность Лао-цзы
- Учение Лао-цзы
- § 2. Конфуций о человеке и обществе
- Личность Конфуция
- Учение Конфуция
- § 3. Учение о начале сущего и человеке в Упанишадах
- Общая характеристика Упанишад
- Учение Упанишад
- Вопросы и задания для самостоятельной работы
- 1. Учение Лао-цзы о дао.
- 2. Учение Конфуция о человеке и человеческих отношениях.
- 3. Учение о начале сущего и человеке в Упанишадах.
- Литература
- Тема III. Трагедия софокла «антигона» как памятник античной культуры
- § 1. Театр в Древней Греции
- Общая характеристика греческой драмы
- Организация театральных представлений
- Устройство театра
- Участники театральной постановки
- § 2. Трагедия Софокла «Антигона»
- Личность Софокла
- Понятие трагедии
- Сюжетная основа «Антигоны»
- Конфликт «Антигоны»
- Вопросы и задания для самостоятельной работы
- Литература
- Тема IV. Религиозная идея в христианских текстах
- § 1. Формирование и состав священных текстов христианства
- Понятие священного текста
- Время создания и состав Библии
- Переводы Библии
- Символ веры
- § 2. Развитие религиозной идеи в текстах Ветхого Завета
- Общий смысл Ветхого Завета
- Сотворение мира и человека
- История до Закона
- Человек и Закон
- § 3. Религиозная идея в текстах Нового Завета
- Общий смысл Нового Завета
- Истоки и смысл мессианской идеи
- Личность Иисуса Христа
- Учение Иисуса Христа
- Учительская деятельность апостолов
- § 4. Догматизация христианского вероучения в Никео – Царьградском Символе веры.
- Вопросы и задания для самостоятельной работы
- 1. Общая характеристика основных христианских текстов.
- 2. Развитие религиозной идеи в текстах Ветхого Завета.
- 3. Религиозная идея в текстах Нового Завета
- 4. Оформление религиозной идеи в Никео – Царьградском Символе Веры.
- Литература
- Тема V. Рационалистическая идея в научных текстах нового времени
- § 1. Идея автономности человеческого мышления в статье и. Канта «Ответ на вопрос: что такое просвещение?»
- Об авторе
- Понятие просвещения
- Публичное и частное применение разума
- § 2. Наука в культуре xXвека (по произведению к. Ясперса «Истоки истории и ее цель»)
- Об авторе
- Техника
- Современная ситуация
- Вопросы и задания для самостоятельной работы
- 2. Технократическая цивилизация.
- Литература
- Тема VI. Развитие русской культуры (по произведению н. А. Бердяева «Истоки и смысл русского коммунизма»)
- Личность Бердяева
- Общий замысел книги
- Противоречивость русской культуры
- Самосознание русской культуры
- Революционный характер культуры России XIX в.
- Марксизм и Россия
- Историческое значение русского коммунизма
- Вопросы и задания для самостоятельной работы
- 1. Формирование русской культуры.
- 2. Становление самосознания русской культуры.
- 3. Русская революционная идеология и революционное движение в России XIX века (домарксистский этап).
- 4. Выражение революционного духа русской культуры в русской литературе и философской мысли.
- 5. Судьбоносное значение коммунизма для России.
- Литература