Uch_pos
Понятие священного текста
реди множества существующих в мире религий особое место занимают так называемые «религии откровения»; к ним относятся иудаизм, христианство и ислам. Особенность этих религий состоит в том, что, согласно принятому в них вероучению, Бог открывает себя в слове, адресованном верующим, либо через посредников – пророков, либо, как в христианстве, непосредственно. Это божественное слово вмещает в себя основное содержание религиозного вероучения и фиксируется в форме текстов, которые могут оформляться и существовать как в устной традиции, так и в письменных источниках. Текстуальное выражение божественного слова всегда осуществляется людьми, имеющими особое положение в среде верующих, они отмечены избранничеством, Бог овладевает их духом и делает причастными к божественной мудрости. Такие тексты, созданные людьми, но духовно исходящие от Бога, имеют статус священных. Среди них особое значение имеют священные книги – письменно зафиксированные, отобранные и канонизированные священные тексты, заключающие в себе основное содержание вероучения и выступающие в качестве духовной основы той или иной религии. В иудаизме это книги Ветхого Завета, среди которых особое место занимает Пятикнижие Моисея – Тора, в Христианстве – Библия, в исламе – Коран. Кроме священных книг, которые иначе называют священным писанием, в религиозном вероучении могут в качестве богооткровенных признаваться и другие тексты, как письменные, так и устные, которые имеют статус священного предания. Такие тексты довольно многочисленны и отношение к ним разных религиозных конфессий даже в рамках одной религии может быть неоднозначным. Ограничимся поэтому указанием на основные тексты христианского священного предания, уточнив, однако, что не все христиане признают богооткровенность предания; так, для протестантов характерно признание исключительности Библии в качестве священного текста. В католицизме и православии принято относить к священному преданию материалы вселенских соборов (православные признают только первые семь, имевшие место до раскола церквей), труды отцов церкви (в православии – преимущественно первых восьми веков существования христианства), католики добавляют сюда постановления римских пап, статус священного предания имеют и иные религиозные материалы. Среди множества текстов священного предания особое значение имеет так называемый Никео – Царьградский Символ веры – текст, сформированный и принятый на первых двух вселенских соборах.Содержание
- И. И. Авксентьевский, л. В. Фивейская
- Учебное пособие
- Содержание
- Тема I. Греческая мифология
- Развитие мифа
- Исторические истоки греческой мифологии
- Периодизация греческой мифологии
- Текстовые источники греческой мифологии
- Основные темы греческой мифологии
- Основные персонажи греческой мифологии
- Вопросы и задания для самостоятельной работы
- 1. Общая характеристика греческой мифологии.
- 2. Греческие мифы о богах.
- 3. Греческие мифы о героях.
- Литература
- Тема II. Религиозно-философские идеи в культуре древнего китая и древней индии
- § 1. Учение Лао-цзы о дао.
- Личность Лао-цзы
- Учение Лао-цзы
- § 2. Конфуций о человеке и обществе
- Личность Конфуция
- Учение Конфуция
- § 3. Учение о начале сущего и человеке в Упанишадах
- Общая характеристика Упанишад
- Учение Упанишад
- Вопросы и задания для самостоятельной работы
- 1. Учение Лао-цзы о дао.
- 2. Учение Конфуция о человеке и человеческих отношениях.
- 3. Учение о начале сущего и человеке в Упанишадах.
- Литература
- Тема III. Трагедия софокла «антигона» как памятник античной культуры
- § 1. Театр в Древней Греции
- Общая характеристика греческой драмы
- Организация театральных представлений
- Устройство театра
- Участники театральной постановки
- § 2. Трагедия Софокла «Антигона»
- Личность Софокла
- Понятие трагедии
- Сюжетная основа «Антигоны»
- Конфликт «Антигоны»
- Вопросы и задания для самостоятельной работы
- Литература
- Тема IV. Религиозная идея в христианских текстах
- § 1. Формирование и состав священных текстов христианства
- Понятие священного текста
- Время создания и состав Библии
- Переводы Библии
- Символ веры
- § 2. Развитие религиозной идеи в текстах Ветхого Завета
- Общий смысл Ветхого Завета
- Сотворение мира и человека
- История до Закона
- Человек и Закон
- § 3. Религиозная идея в текстах Нового Завета
- Общий смысл Нового Завета
- Истоки и смысл мессианской идеи
- Личность Иисуса Христа
- Учение Иисуса Христа
- Учительская деятельность апостолов
- § 4. Догматизация христианского вероучения в Никео – Царьградском Символе веры.
- Вопросы и задания для самостоятельной работы
- 1. Общая характеристика основных христианских текстов.
- 2. Развитие религиозной идеи в текстах Ветхого Завета.
- 3. Религиозная идея в текстах Нового Завета
- 4. Оформление религиозной идеи в Никео – Царьградском Символе Веры.
- Литература
- Тема V. Рационалистическая идея в научных текстах нового времени
- § 1. Идея автономности человеческого мышления в статье и. Канта «Ответ на вопрос: что такое просвещение?»
- Об авторе
- Понятие просвещения
- Публичное и частное применение разума
- § 2. Наука в культуре xXвека (по произведению к. Ясперса «Истоки истории и ее цель»)
- Об авторе
- Техника
- Современная ситуация
- Вопросы и задания для самостоятельной работы
- 2. Технократическая цивилизация.
- Литература
- Тема VI. Развитие русской культуры (по произведению н. А. Бердяева «Истоки и смысл русского коммунизма»)
- Личность Бердяева
- Общий замысел книги
- Противоречивость русской культуры
- Самосознание русской культуры
- Революционный характер культуры России XIX в.
- Марксизм и Россия
- Историческое значение русского коммунизма
- Вопросы и задания для самостоятельной работы
- 1. Формирование русской культуры.
- 2. Становление самосознания русской культуры.
- 3. Русская революционная идеология и революционное движение в России XIX века (домарксистский этап).
- 4. Выражение революционного духа русской культуры в русской литературе и философской мысли.
- 5. Судьбоносное значение коммунизма для России.
- Литература