logo search
Uch_pos

Истоки и смысл мессианской идеи

дея спасения – центральная идея христианства. Христос пришел как спаситель, его смерть на кресте и последующее воскрешение открыли для человечества перспективу грядущего бессмертия, и всякий уверовавший в Христа и следующий его завету обретает тем самым личное бессмертие. Вера в Мессию – Иисуса Христа – как вочеловечившегося Бога есть главный догмат христианского вероучения. Однако выдвижение и разработка мессианской идеи не составляют исключительное достояние христианства; оно наследовало ее от иудаизма, придав, однако, при этом содержание, не совместимое с основами древнееврейской религии и отринутое ею.

Мессия – слово древнееврейского языка, означающее «помазанник». Так в иудаизме первоначально называли пророков, первосвященников, царей, которые проходили через обряд помазания елеем в знак того, что их власть, духовная или политическая, имеет божественное происхождение. Постепенно в пророческой литературе термин «мессия» получает более определенный смысл, а именно: так стали называть ожидаемого спасителя, которого, как предполагалось, Яхве по своей воле изберет, «помажет», в среде еврейского народа (подобно тому, как он избрал, например, Моисея), появление и возвышение которого откроет новую эру в истории, когда народ, наконец, увидит торжество заключенного во времена Моисея Завета и осуществление всех обетований Бога, определивших исключительную роль избранного им еврейского народа по отношению ко всему человечеству.

Предсказания грядущего пришествия Мессии действительно в более или менее определенном виде встречаются в книгах пророков, а также в писаниях, особенно часто в Псалмах. С пророчествами связываются как перемены в участи всего еврейского народа, так и в жизни отдельного человека. Согласно пророкам, пришествие Мессии означало утверждение Царства божьего на земле; с этими же пророчествами связано и появление еще очень неопределенной и далеко не всеми иудеями принимаемой идеи воскрешения мертвых и возможности обретения бессмертия для живых1. Мессианские настроения в еврейской среде подкреплялись как обстоятельствами исторического бытия народа, далеко не благополучного и разительно отличающегося от обетований Завета, так и личной неудовлетворенностью людей, не находящих в классической доктрине иудаизма ни утешения в своих житейских тяготах, ни надежды на лучшую участь. Особенно эти настроения усилились во второй половинеIтыс. до н. э., после того, как евреи, утратив свою государственность, были неоднократно завоеваны другими народами, пережили плен и изгнание со святой для них земли, из которого смогли вернуться обратно лишь два из двенадцати колен израилевых.

Содержание мессианской идеи в иудаизме соответствовало той культуре, в которой эта религия сформировалась и которая, как и все древневосточные культуры, открыв в мире дух и в своем религиозном учении противопоставив его, как Бога, природному бытию, не смогла поднять на уровень этого духа человеческую личность. Для еврейского народа человек и Бог, несмотря на заключение Завета, разделены по способу своего бытия: Бог есть абсолютный дух, человек же – тварь земная, хоть и выделяемая творцом среди других своих созданий. Поэтому ожидаемый Мессия, спасение и утверждение Царства Божьего трактуется исключительно в земных понятиях. Мессия – человек, указанный Богом среди потомков рода царя Давида; последнее обстоятельство должно было подкрепить властные полномочия такого избранника и одновременно напомнить народу славные времена его истории. Спасение – укрепление мощи еврейского народа, освобождение его от внешнего ига, возвращение на святую землю всех рассеянных по земле евреев. Царство Божье – в буквальном, политическом, а точнее, в теократическом смысле, царство земное, в котором еврейский народ, руководимый Мессией как проводником божественной воли, обретет, наконец, самостоятельность, если не сказать больше – господствующее положение по отношению к другим народам.

Для правильного понимания мессианской идеи в иудаизме и ее последующего развития в христианстве важно учитывать конкретную историческую ситуацию, в которой она возникла. По своей сути иудейский мессианизм имеет общечеловеческое значение, а богоизбранность еврейского народа не связана с притеснением других народов или особыми привилегиями, кроме как быть средоточием и проводником божественного духа. В этом смысле Царство Божие мыслилось пророками как гармония общечеловеческого бытия с духовным центром в Иерусалиме. Однако историческая судьба еврейского народа сложилась так, что он не дорос до собственной идеи, ушел в самоизоляцию; бедствия, обрушившиеся на народ Израиля, сузили идею спасения, низведя ее в народном сознании на этнический уровень.

Иисус Христос приходит в мир и начинает свое служение именно как ожидаемый Мессия и в таком своем качестве принимается первыми последователями нового религиозного учения. Тождество личности Христа и предсказанного Спасителя подтверждается в Новом Завете многократными ссылками на соответствующие пророчества Ветхого Завета. Таким образом, первоначальное христианство настойчиво подчеркивает свою преемственную связь с мессианским учением иудаизма. Но именно в этом пункте, в признании Иисуса Христа как Мессии, причина отвержения иудаизмом самого Христа и его сторонников и последователей. Для иудаизма пришествие Мессии остается исторической перспективой и по сей день.

Возникает очевидное противоречие: мессианская идея, общая для обеих религий, более того – прямо воспринятая христианством из древнего иудаизма, в то же время непримиримо разделила их. Это противоречие, однако, только видимое, внешнее, поскольку обе религии вкладывают в мессианизм настолько различное содержание, при этом свойственным религиозному сознанию образом догматизируя его, что внутренне действительно оказываются несовместимыми. Это различие определяется не временем и не личностями вероучителей, но глубокими сдвигами в основах культуры: иудаизм уходит корнями в полуприродный дух Древнего Востока, получивший в религиозном сознании древних евреев свое высшее выражение; в христианстве берет начало новая, религиозная, культура, достигшая своего высшего расцвета в средневековой Европе лишь через тысячу лет после пришествия Христа.

Главное откровения Христа людям состояло в том, что, будучи привязанными к своему природному земному бытию и не возвысившись над ним, они никогда не обретут спасения. В духе – сила человека и его единственная надежда; духовное совершенствование – вот путь и смысл его земной жизни. Будучи подобным Богу, который выступает в мире как высшая духовная личность, человек должен сосредоточить усилия на своем личном духовном совершенствовании и только так может обрести личное спасение. Ветхий, природный, а следовательно, смертный человек должен быть побежден новым духовным человеком, в котором только и раскрывается его богоподобие.

Иисус Христос, придя в мир в природной плоти, как человек, продемонстрировал своим служением могущество заключенного в человеке духа, который не подвластен даже смерти, ибо в своем воскресении Христос явил абсолютное превосходство духа над природой, преодолев закон смерти, до сих пор представлявшийся незыблемым. В распятом на кресте Иисусе умер ветхий человек, в его воскресении родился человек новый – духовный. Иисус Христос действительно пожертвовал собой ради людей, поскольку трагедия и торжество его смерти и воскресения открыли уверовавшему в него человечеству путь спасения.

Христос пришел как Мессия, но не как земной царь; он обладал могуществом, но пренебрегал богатством, политической властью, любым земным благополучием; он проповедовал Царство Божье, но был равнодушен к земному государству; он обещал спасение, но не отвращал земных страданий; он был Бог, но умер на кресте, презираемый и унижаемый своими палачами. Как могли, даже немногие, люди поверить Христу, пойти за ним, посвятить свою жизнь служению открытой им истине? Ответ, конечно, прежде всего кроется в духовной силе его учения, но также и в необыкновенных достоинствах и привлекательности его личности.