logo search
Uch_pos

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Общая характеристика греческого театра.

Определите роль театра в Древней Греции, его происхождение и способ организации. Назовите наиболее известных греческих драматургов. Как было устроено здание театра? Перечислите виды драматических произведений. Установите виды участников сценического действия и их функции. Определите этапы действия трагедии.

2. Понятие трагедии.

Дайте понятие трагедии в предельно широком смысле (как философское). Почему греческому мировосприятию присущ трагизм? Определите трагедию как вид художественного произведения.

3. Сюжетная основа трагедии Софокла «Антигона».

По греческий мифологии познакомьтесь с содержанием цикла мифов об Эдипе и его детях. Установите действующих лиц (главных и второстепенных) и подробно изложите сюжет «Антигоны». Локализуйте сюжет «Антигоны» в совокупности мифов об Эдипе.

4. Идейно-художественный анализ трагедии Софокла «Антигона».

4.1 Сущность коллизии, образующей трагедию «Антигона».

Определите вступившие в коллизию сущностные человеческие силы. Укажите момент истинности (правоты, ценности) каждой из них. Почему неизбежна коллизия между этими силами? (Попробуйте объяснить коллизию не из частных обстоятельств жизни фиванцев, а из общих закономерностей человеческого духа.)

4.2 Развитие конфликтующих сил в персонажах «Антигоны».

4.2.1 Креонт.

Какую сущностную человеческую силу отстаивает Креонт? Найдите все аргументы, которые Креонт приводит в обоснование своей позиции. Какие действия предпринимает Креонт для проведения своей позиции? Как обнаруживается (объективно и для самого Креонта) проблематичность этой позиции? Как меняется отношение Креонта к своей позиции?

4.2.2 Антигона.

Какую сущностную человеческую силу отстаивает Антигона? Найдите все аргументы, которые Антигона приводит в обоснование своей позиции. Какие действия предпринимает Антигона для проведения своей позиции? Как обнаруживается проблематичность этой позиции? Меняется ли отношение Антигоны к своей позиции?

4.2.3 Другие персонажи (Исмена, Гемон, Тиресий).

Как относится каждый из персонажей к конфликтующим силам? В чем особенность его аргументации и действия? Почему эти персонажи являются второстепенными по отношению к Креонту и Антигоне.

4.3 Разрешение коллизии.

Как в трагедии «Антигона» соотносятся рок и свобода человека? Почему коллизия ведет к смерти героев? (При ответе на последний вопрос найдите связь между способом разрешения конфликта и принципом греческой культуры.) Возможно ли воспроизведение этой коллизии в современной культуре? Какие достижения (ценности) мировой культуры в настоящее время позволяют человеку мирно разрешить такую коллизию?