logo search
Основные истинны хр-ой веры

БЛАГОСТЬ БОГА

Мы часто от души забавляемся, наблюдая, как щенок или котенок гоняется за собственной тенью. Он тщетно старается поймать ее. Двигается он – и тень двигается вместе с ним. Когда речь идет о Боге, дело обстоит совсем не так. Иаков говорит: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иакова 1:17).

Бог неизменен. У Него нет «ни тени перемены». Это говорит не только о том, что Бог

– существо нематериальное и, следовательно, не в состоянии отбрасывать тень, но и о том, что Он не имеет «теневой стороны» в переносном, то есть нравственном плане. Тень подразумевает темноту, а в духовном смысле темнота означает зло. Поскольку Бог и зло несовместимы, в Нем нет и намека на темноту. Он – Отец светов.

Читая слова Иакова о том, что у Бога нет и «тени перемены», мы не должны понимать их только как свидетельство неизменности или непреложности Божьего существования. Они также служат объяснением характера Бога. Бог не только благ вообще, он благ по сути Своей. Бог не может быть иным, нежели благим.

Благость столь неотделима от Бога, что даже философы-язычники, такие как, например, Платон, отождествляли высшую благость с Самим Богом. Благость Божия есть свойство не только Его характера, но и Его поведения. Его деяния берут начало и проистекают из Его существа. Он действует в согласии со Своей природой. Подобно тому, как больное дерево не может принести здорового плода, беспорочный Бог не может произвести испорченного плода.

Божья благость отражена в Его законе. Мы говорим, что Бог благ не потому, что Он подчиняется неким внешним космическим законам, которым Он подсуден, или потому, что Он так определяет понятие благости, что может действовать вне всякого закона, и одной только силой Своего могущества объявляет Свои действия благими. Божья благость не есть результат произвола или каприза. Бог действительно подчиняется закону, но закон этот есть свойство Его характера. Он всегда действует в соответствии с собственным характером, вечно, непреложно и неизменно благим. Иаков учит нас, что всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит от Бога. Бог есть не только совершенный образец благости; Он есть Источник всякой благости.

Один из наиболее известных стихов Нового Завета находим в Послании к Римлянам (8:28): «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению все содействует ко благу». Этот стих, говорящий о божественном провидении, столь же труден для понимания, сколь и популярен. Если Бог способен все, что случается с нами, обратить к нашему благу, следовательно, все, что с нами происходит, в конечном счете есть благо. К словам «в конечном счете» следует, однако, подходить с осторожностью. С точки зрения нашего земного понимания некоторые вещи и события, конечно, могут быть расценены как зло (мы должны остерегаться называть добро злом и наоборот). В жизни мы часто сталкиваемся с бедствиями, нищетой, несправедливостью и множеством других зол. И все же Бог в благости Своей преображает эти несчастные обстоятельства и обращает их к нашему благу. Для христианина, в конечном счете, нет оснований впадать в отчаяние. Рано или поздно Божье провидение так воздействует на все эти огорчительные для нас обстоятельства, что они в конце концов превращаются в свою противоположность.

Мартин Лютер хорошо понимал этот аспект благости Божьего провидения. Он сказал однажды: «Если бы Господь повелел мне питаться навозом, что лежит на улицах, я бы не только питался им, но и знал, что это хорошо для меня».