logo
Основные истинны хр-ой веры

ВЕРА

Христианство нередко называют религией. Но гораздо ближе к истине будет слово «вера». Мы вправе говорить о христианской вере как об определенной совокупности знаний, которую утверждают и в которую верят ее приверженцы. Верой она зовется еще и потому, что именно благодаря этой христианской добродетели мы способны понять, что такое искупление.

Что же значит вера? Наша культура часто смешивает веру с суеверием, то есть слепым верованием в нечто, не поддающееся человеческому разумению. Однако называть христианскую веру «слепой» – значит не только принижать христиан, но и наносить оскорбление Богу. Библейский слепец, блуждающий во тьме – это образ грешника. Христианство зовет людей из тьмы к свету, а не ведет их во тьму. Вера – это средство против слепоты, а не причина, ее вызывающая.

Вера и доверие – однокоренные слова. Доверяясь Богу, мы делаем это отнюдь не из суеверных побуждений. Бог являет Себя в высочайшей степени достойным доверия. Он дает нам все основания полагаться на Него. Он доказывает нам Свою верность и ждет от нас столь же безраздельного доверия.

Существует огромная разница между верой и легковерием. Легковерный человек склонен верить чему-либо без разумных на то оснований. На этой почве зарождаются и процветают всяческие суеверия. Вера же покоится на прочном основании логически последовательных доказательств и разумной очевидности нашего опыта. Апостол Петр пишет: «Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но бывши очевидцами Его величия» (2 Петра 2:16).

Христианство зиждется не на мифах и баснях, но на свидетельстве тех, кто видел своими глазами и слышал своими ушами. Евангельские истины основаны на исторических событиях. Если бы отчет об этих событиях был недостоверен, тогда и вера наша оказалась бы напрасной. Но Бог не требует, чтобы мы верили в то, что основано на выдумках.

В Послании к Евреям мы находим следующее определение веры: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евреям 11:1). Вера – это самая сущность наших надежд на будущее. Проще говоря, мы полагаемся на Бога в отношении будущего, потому что верим в то, что было совершено Им в прошлом. Наша вера в то, что Бог и впредь будет достойным доверия, не беспричинна. У нас есть все основания считать, что Бог и в грядущем будет так же верен Своим обетованиям, как это было в минувшем. Для тех надежд, которые мы питаем, есть причины, и причины эти существенны и полновесны.

Та вера, которая называется уверенностью в невидимом, относится прежде всего – хотя и не исключительно – к будущему. Нет у нас магического кристалла, с помощью которого можно было бы провидеть грядущие события. Всех нас ведет в будущее вера, а не провúдение. Мы можем строить планы и прогнозы, но даже самые прозорливые наши предположения основаны всего лишь на догадках, которые в свою очередь покоятся на фактах. Никому из нас не дано знать завтрашний день. Мы видим то, что есть в настоящем, и можем вызвать в памяти прошлое. Мы – великие мастера судить задним числом. Но единственная надежная очевидность, по которой мы можем судить о своем будущем, проистекает из обетований, данных нам Богом. Именно верой обретаем мы уверенность в невидимом. Мы препоручаем себя Богу на будущее.

Точно так же мы веруем в то, что Бог существует. И хотя узреть Самого Бога нам не дано, Писание ясно говорит о том, что невидимое Его проявляется через зримое творение Божие (Римлянам 1:20). Мы не видим Бога, но верим, что Он есть, потому что Бог являет Себя во всем, что создано Им, и на протяжении всей истории.