logo
Основные истинны хр-ой веры

ТВОРЕНИЕ

Все, что существует во времени и пространстве, имеет начало. Начало было у меня и у вас. Дома, в которых мы живем, имели свое начало. Одежда, которую мы носим, имела свое начало. Было время, когда наших домов, одежды, автомобилей, стиральных машин, да и нас самих не существовало. Их не было. Это более чем очевидно.

Поскольку нас окружают вещи и люди, которые, вне всяких сомнений, имели свое начало, напрашивается вывод, что абсолютно все в мире когда-то началось. И все же такое умозаключение стало бы фатальным прыжком в пропасть абсурда. Оно было бы фатальным для религии. Оно также оказалось бы фатальным для науки и разума.

Почему? Разве я не сказал выше, что все существующее во времени и пространстве имело свое начало? Не равносильно ли это утверждению, что абсолютно все в мире когда-то началось? Нет, ни в коем случае. С логической и научной точки зрения такое невозможно. Опять-таки, почему? Если все, что существует, когда-то началось, значит, было же такое время, когда ничего не существовало?

Остановимся на минуту и поразмыслим. Попытайтесь вообразить себе «ничто». Абсолютное «ничто». Нет, представить себе такое мы не в состоянии. Все, что мы способны предложить в качестве объяснения понятия «ничто» – это простое отрицание «чего-либо».

Кроме того, если было время, когда ничего не существовало, то что могло бы существовать теперь? Правильно: ничего! По неумолимым законам логики, ничто так всегда и останется ничем. Невозможно даже представить себе такое «всегда», в продолжение которого не существует ничего.

Но отчего же мы так уверены и даже абсолютно убеждены, что раз когда-то не было ничего, то ничего не существовало бы и теперь? Ответ на удивление прост, несмотря на то, что очевидность факта часто ставит в тупик многих и далеко не глупых людей: из ничего и выйдет ничего. Это – неопровержимый закон логики и науки: «ex nihilo nihil fit» (из ничего выходит ничего). «Ничто» не в состоянии произвести «нечто». «Ничто» не может смеяться, петь, плакать, работать, танцевать или дышать. И, конечно, оно не может творить. «Ничто» не способно произвести «что-либо». Его попросту не существует. Оно не имеет никакой власти, поскольку не имеет бытия.

Для того, чтобы «нечто» произошло из «ничего», оно должно обладать способностью самосоздания. Оно должно быть способно создать само себя или войти в состояние существования. Но – это явный абсурд. Для самосоздания или самосотворения необходимо

существовать до того, как существуешь. Но если нечто уже существует, ему нет необходимости быть сотворенным. Для того, чтобы создать себя, нечто должно быть и не быть, существовать и не существовать в одно и то же время и в одном и том же отношении. Это – несомненное противоречие. Оно нарушает наиболее фундаментальный из всех рациональных и логических законов – закон непротиворечия.

Если мы знаем нечто, если знаем, что нечто существует в настоящее время, значит, каким-то образом, где-то что-то не имело начала. Известно, что такой блестящий мыслитель как Бертран Рассел в своей знаменитой дискуссии с Фредериком Копельстоном сказал, что существующее мироздание есть результат «бесконечного ряда конечных причин». Этот бесконечный ряд причин уходит назад в вечность, причем одна причина является следствием другой, и так без конца. Эта идея представляет собой не что иное, как проблему бесконечного самосотворения, то есть по сути своей бессмысленную концепцию. И тот факт, что она была предложена умными людьми, не делает ее менее бессмысленной. Она даже более чем бессмысленна. Глупость вполне может существовать в реальности. Что до этой концепции, то логически она попросту невозможна.