logo
Основные истинны хр-ой веры

ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСУЖДЕНИЕ

Привычное нам выражение: «оборотная сторона медали». Доктрина об избрании также имеет свою «оборотную сторону». Избрание – это лишь одна сторона гораздо более обширного вопроса о предопределении. Оборотная его сторона – вопрос об осуждении. Бог объявил, что возлюбил Иакова, но возненавидел Исава. Как мы должны понимать это изъявление божественной ненависти?

Итак, две стороны предопределения. Желая избежать учения о двойном предопределении, мы должны либо утверждать, что Бог предназначает всех к избранию, либо прийти к выводу, что Он вообще никого не предназначает ни к избранию, ни к осуждению. Поскольку Библия ясно учит о предопределении к избранию и отрицает всеобщее спасение, мы вынуждены заключить, что предопределение действительно имеет две стороны. Оно включает как избрание, так и осуждение. Если только мы всерьез относимся к Писанию, без двойного предопределения нам не обойтись. В данном случае крайне важно правильно понимать эту доктрину.

Некоторые усматривают в двойном предопределении схему равной причинности, когда Бог одинаково ответствен как за то, что осужденный не уверует в Него, так и за то, что избранный уверует. Мы называем это активно-активным взглядом на предопределение.

Активно-активный взгляд на предопределение учит, что Бог решительно и деятельно вмешивается в жизнь избранных, побуждая к действию благодать в их сердцах и приводя к вере. Равным образом Он побуждает к действию зло в сердцах осужденных и энергично препятствует их приходу к вере. Часто такой взгляд именуют «гипер-кальвинизмом», так как он простирается гораздо дальше воззрений Кальвина, Лютера и других деятелей Реформации.

Реформатская точка зрения на двойное предопределение следует активно-пассивной схеме. В случае с избранным Бог вмешивается, чтобы решительно и энергично побудить к действию благодать в его сердце и привести его к спасающей вере. Он в одностороннем порядке возрождает избранного и сохраняет его ко спасению. В случае с осужденным Бог не приводит в действие зла, коренящегося в его сердце, и не препятствует ему прийти к вере. Вернее будет сказать, что Он проходит мимо осужденных, предоставляя им коснеть во грехе. Деятельность Божия как бы «асимметрична» по отношению к избранным и осужденным. Осужденные, то есть обойденные Богом, обречены безвозвратно, и приговор вынесен им столь же окончательно и бесповоротно, сколь несомненно и необратимо спасение избранных.

Недоумение могут вызвать такие библейские отрывки, как, например, случай с фараоном, чье сердце ожесточил Бог. Библия прямо утверждает, что Бог ожесточил сердце фараона, – на этот счет нет никаких сомнений. Напрашивается вопрос: каким образом Бог ожесточил фараона? Лютер полагает, что ожесточение носило скорее пассивный, нежели активный характер. Это значит, что Бог не привносил нового зла в сердце фараона. Того зла, что уже присутствовало в нем, было вполне достаточно, чтобы заставить фараона противиться каждому последующему изъявлению Божией воли. Для ожесточения человека Богу достаточно лишить его Своей охраняющей благодати и покинуть на произвол его нечестивых побуждений. Именно так поступает Бог с приговоренными к вечным мукам в аду. Он отдает их во власть их же собственной порочности.

В каком же смысле Бог «возненавидел» Исава? Здесь предлагаются два различных объяснения. Первое трактует эту ненависть не как чувство вражды и отвращения, направленное на Исава, а просто как отсутствие искупающей любви. То, что Бог «возлюбил» Иакова, означает, что Он просто излил на него Свою благодать, которой Иаков вовсе не