НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ И ОПОСРЕДОВАННОЕ ВСЕОБЩЕЕ ОТКРОВЕНИЕ
В теологии слово «непосредственный» означает – происходящий без вмешательства каких бы то ни было промежуточных агентов, факторов или средств. Это действие, которое происходит без посредника.
Библейская теология различает два типа всеобщего откровения: 1) откровение, доносимое до нас через посредников; 2) непосредственное откровение. Говоря об опосредованном всеобщем откровении, мы имеем в виду откровение, которое доносится до нас через нечто. Небеса, открывающие нам Бога, становятся средством, через которое Бог являет Свою славу. В этом смысле вся Вселенная является посредником божественного откровения. Творение несет в себе свидетельство о своем Творце.
Библия говорит, что вся Земля полна славы Божией. И очень печально, что мы порой не замечаем славы, которая окружает нас. Мы стремимся скользить по поверхности, не погружаясь в глубины. Мы слепы, мы не видим чудес и великолепия, которыми Бог в изобилии наделил Свое славное творение. Мы отвернулись от них. Нас ничто не трогает. Религиозные идеи ничего для нас не стоят, если не выражают ничего реального.
Величественное присутствие Бога разлито повсюду в окружающем нас мире. Но мы часто слепы и глухи к нему. Мы не понимаем его языка. Для этого недостаточно просто остановиться и вдохнуть аромат цветка. Цветок – это не только источник благоухания. Он источает также славу своего Творца. Мы прикасаемся к божественному откровению, когда нашим глазам открывается слава Божия в природе. Природа сама по себе не божественна. Но ее наполняет и через нее открывается нам слава Божия.
Помимо того, что слава Божия является нам опосредованно, через творение, Бог также открывает Себя непосредственно человеческому разуму. Это откровение называется непосредственным всеобщим откровением.
Апостол Павел говорит о законе Божием, записанном в наших сердцах (Римлянам 2:12-16). Жан Кальвин говорил о врожденном ощущении божественного, которое Бог вкладывает в разум каждого человека. Он писал:
«Мы считаем несомненным, что люди обладают врожденным чувством божественного. Ибо Бог вложил в каждого человека знание о Себе… Постепенно, по капле, Он обновляет в нас память об этом.» [1]
Вкультуре любого народа имеются свидетельства о той или иной религиозной деятельности, что подтверждает неистребимую религиозность человеческой натуры. Человек религиозен по природе своей. Его религия может носить крайне идолопоклоннический характер, но даже идолопоклонство – и в первую очередь идолопоклонство – делает очевидным врожденное человеческое знание о Боге. Это знание может быть извращено, но никогда не сотрется.
Вглубине души мы знаем, что Бог существует и что Он дал нам Свой закон. Мы пытаемся подавить в себе это знание, чтобы уклониться от исполнения Божьих заповедей. Но как бы мы ни старались, нам не удастся заставить умолкнуть этот внутренний голос. Он может быть заглушен, но не уничтожен.
- ВВЕДЕНИЕ
- БОЖЕСТВЕННОЕ ОТКРОВЕНИЕ
- НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ И ОПОСРЕДОВАННОЕ ВСЕОБЩЕЕ ОТКРОВЕНИЕ
- ЗАКОН БОЖИЙ
- КАНОНИЧЕСКОЕ ПИСАНИЕ
- САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПРОЧТЕНИЕ ПИСАНИЯ
- ТРИЕДИНСТВО БОГА
- ВСЕМОГУЩЕСТВО БОГА
- ВСЕВЕДЕНИЕ БОГА
- БЛАГОСТЬ БОГА
- ТВОРЕНИЕ
- ЧУДЕСА
- ЗАВЕТ БОГА С ЧЕЛОВЕКОМ
- БОЖЕСТВЕННОСТЬ ХРИСТА
- ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРИРОДА ХРИСТА
- НЕПОРОЧНОЕ ЗАЧАТИЕ
- КРЕЩЕНИЕ ХРИСТА
- ТРОЙНОЕ СЛУЖЕНИЕ ХРИСТА
- БОЖЕСТВЕННОСТЬ СВЯТОГО ДУХА
- ВНУТРЕННЕЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО СВЯТОГО ДУХА
- КРЕЩЕНИЕ СВЯТЫМ ДУХОМ
- ОСОЗНАНИЕ СЕБЯ И ОСОЗНАНИЕ БОГА
- САТАНА
- ГРЕХ
- ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ИСПОРЧЕННОСТЬ
- НЕПРОЩАЕМЫЙ ГРЕХ
- СПАСЕНИЕ
- ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСУЖДЕНИЕ
- ВОЗРОЖДЕНИЕ
- ОПРЕДЕЛЕННОЕ ИСКУПЛЕНИЕ
- ВЕРА
- ОПРАВДАНИЕ ВЕРОЙ
- ПОКАЯНИЕ
- УВЕРЕННОСТЬ В СПАСЕНИИ
- ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ
- АПОСТОЛЫ
- ПРИЗНАКИ ИСТИННОЙ ЦЕРКВИ
- ТАИНСТВА
- КРЕЩЕНИЕ МЛАДЕНЦЕВ
- КЛЯТВЫ И ОБЕТЫ
- ЛЮБОВЬ
- МОЛИТВА
- ЛЕГАЛИЗМ
- ПЕРФЕКЦИОНИЗМ
- БРАК
- АНТИХРИСТ
- ЦАРСТВО БОЖИЕ
- ВИДЕНИЕ РАЙСКОГО БЛАЖЕНСТВА
- ПРИМЕЧАНИЯ