logo
Основные истинны хр-ой веры

НЕПРОЩАЕМЫЙ ГРЕХ

То, что Библия называет один из грехов «непрощаемым», способно вселить в сердца людей страх и тревогу, что, сами того не ведая, они могли совершить этот грех. Хотя, согласно евангелию, спасение дается всем раскаявшимся, существует, оказывается, препятствие, которое воздвигается перед нами, едва только мы совершаем это единственное преступление. Непрощаемый грех, о котором предупреждал Иисус, есть хула на Духа Святого. Иисус сказал, что этот грех не может быть прощен никогда.

«Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам; а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.» (Матфея 12:31-32)

Предпринималось множество попыток определить, что же это за специфическое преступление, которое не может быть прощено. Полагали, что это могут быть особо тяжкие проступки, такие как убийство или прелюбодеяние. Несмотря на то, что эти грехи, безусловно, ненавистны Господу, все же Писание ясно дает понять, что они могут быть прощены в случае сознательного раскаяния. Царь Давид, как известно, был повинен в обоих этих преступлениях, однако же благодать была ему возвращена.

Часто непрошаемый грех определяют как упорное и бесповоротное неверие в Христа. Поскольку со смертью человека исчезает возможность раскаяться во грехе и принять Христа, бесповоротное неверие кладет конец последней надежде на спасение.

Хотя упорное и бесповоротное неверие действительно влечет за собой такие последствия, оно не объясняет должным образом Христова предупреждения относительно хулы на Духа Святого. Богохульствующий либо говорит, либо пишет. Стало быть, богохульство непременно выражается словесно.

Несмотря на то, что любое проявление богохульства есть серьезное оскорбление сущности Божией, обыкновенно оно считается простительным. Говоря о грехе непрощаемом, Иисус предостерег тех, кто обвинял Его в сговоре с Сатаной, и предостережение это прозвучало и сдержанно, и устрашающе. Однако же на кресте Иисус молил о прощении для тех, кто, по неведению своему, поносил Его: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Луки 23:34).

Если же люди в достаточной степени просвещены Духом Святым и знают, что Иисус есть воистину Христос, но при этом винят Его в союзе с Сатаной, тогда они совершают грех, которому нет прощения. Христианин, предоставленный самому себе, способен содеять непрощаемый грех, однако мы верим, что Господь, в спасительной благодати Своей, всегда удержит избранного Им от совершения такого греха. Когда же убежденный христианин опасается, что, сам того не зная, он уже повинен в этом грехе, вероятно, это как раз и указывает, что опасения его напрасны. Те, кто в нем повинен, обычно столь ожесточены сердцем и закоренелы во грехе, что не ощущают никаких угрызений совести.

Даже люди, взращенные в лоне такой мирской и языческой культуры, как наша, похоже, не склонны заходить чересчур далеко в поношении Бога и Христа. Невзирая на то, что имя Христа вываляно в грязи и давно уже сведено до уровня ходячего ругательства, а евангелие осмеяно в непотребных шутках и замечаниях, люди все же проявляют известную сдержанность, избегая связывать Иисуса с Сатаной.

Оккультная практика и сатанизм предоставляют широчайшие возможности для совершения непрошаемого греха, смертельно опасного для человека, но даже при этом