logo
Основные истинны хр-ой веры

КРЕЩЕНИЕ МЛАДЕНЦЕВ

Хотя из истории христианства видно, что крещение младенцев бытовало в большинстве церквей, правомерность его всерьез оспаривается представителями некоторых христианских конфессий. Сомнения по поводу крещения младенцев основаны на нескольких моментах. В Новом Завете не содержится ни прямых указаний на то, что младенцев следует крестить, ни запрещения делать это. Споры также ведутся о значении крещения и степени преемства от Ветхого Завета к Новому.

Главное возражение противников крещения младенцев состоит в том, что таинство крещения установлено для членов церкви, а церковь является собранием верующих. Поскольку младенцы не способны исповедовать веру, то и крестить их не дóлжно. Подчеркивается и тот факт, что среди случаев крещения, описанных в Новом Завете, не встречается ни одного упоминания о младенцах, прошедших через этот обряд. Далее отмечается, что, хотя в Ветхом Завете и не утверждается наследование спасения через биологические, то есть кровные узы, все же в нем явно прослеживается избранность израильского народа. Завет распространяется как на членов семьи, так и на всех соплеменников. В Новом Завете действенность завета значительно расширена, так как к сообществу верных допускаются язычники. Происходит разрыв преемственности, в результате чего обрезание заменяется крещением.

Сторонники крещения младенцев, напротив, подчеркивают его преемственную связь с ветхозаветным обрезанием. Несмотря на то, что крещение и обрезание далеко не идентичны, между ними есть точки соприкосновения, и немаловажные. Прежде всего и крещение, и обрезание – это знаки завета и знаки веры. Авраам пришел к вере, будучи уже зрелым человеком. Прежде чем подвергнуться обрезанию, он заявил вслух о своей вере. Итак, вера была у Авраама до того, как он получил знак этой веры. Что касается сына Авраама, Исаака, то он получил знак своей веры прежде, чем обрел веру, олицетворяемую этим знаком (и то же происходило в будущем со всеми детьми завета).

Крайне важным является то обстоятельство, что уже во времена Ветхого Завета Бог распорядился, чтобы знак веры был заранее дан тем, кому еще только предстояло эту веру обрести.

Необходимо также отметить, что в упомянутых Новым Заветом случаях крещения речь идет о взрослых людях, в прошлом неверующих. Это было первое поколение христиан. Новообращенным же зрелого возраста (то есть тем, кто не был рожден в семье верующих) по правилам полагалось во всеуслышание заявить о своей вере, прежде чем принять крещение как знак ее.

Около четверти случаев крещения, описываемых в Новом Завете, отмечают, что крещены были все домашние. Это достаточно явно указывает (хотя и не может служить неопровержимым доказательством), что среди окрещенных были и младенцы. Поскольку Новый Завет прямо не исключает младенцев из числа тех, кому давался знак завета (а ведь на протяжении тысячелетий, когда таким знаком являлось обрезание, никто не сомневался в их принадлежности к завету), для ранней церкви вполне естественно было прийти к выводу, что знак завета должен даваться и младенцам.

Сама история подтверждает справедливость такого вывода. Первое прямое упоминание о крещении младенцев встречается приблизительно в середине ІІ-го века по Р.Х. Следует особо отметить, что о крещении младенцев в нем говорится как о повсеместно принятой церковной практике. Если в первом веке церковь не совершала обряд крещения младенцев, то каким образом мог произойти, а главное – широко распространиться – столь стремительный отход от традиции? Примечательно и то, что в дошедшей до нас литературе того времени не отражено никаких разногласий по этому поводу.