logo
Основные истинны хр-ой веры

ЗАВЕТ БОГА С ЧЕЛОВЕКОМ

Основой взамоотношений, установленных Богом со Своим народом, является завет. Обычно мы воспринимаем завет как определенный вид договора. Несмотря на то, что завет и договор в чем-то схожи, между ними имеются некоторые различия. Оба они представляют собой вид соглашения, обязательного для выполнения. Договоры составляются на основе взаимно равных позиций, и обе стороны, участвующие в сделке, располагают правом отказаться от подписания контракта. Завет также является своеобразным соглашением. Однако заключение библейских заветов обычно происходит между сторонами, находящимися в неравных позициях. Они скорее следуют схеме, по которой составлялись договоры между древними восточными сюзеренами и их подданными. Такие договоры (бытовавшие, например, среди хеттских царей), как правило, заключались между царямизавоевателями и побежденными, и двусторонние переговоры при этом не велись.

Первым необходимым элементом заветов является преамбула, устанавливающая соответственные стороны. В книге Исхода 20:2 читаем: «Я ГОСПОДЬ, Бог твой...» Бог выступает в роли сюзерена; народ Израиля – в роли вассала. Вторым элементом является исторический пролог. В этой части завета перечисляется то, что сюзерен (или Бог) сделал для того, чтобы заслужить лояльность вассалов: в данном случае Бог вывел евреев из рабства в Египте. Выражаясь языком богословия, мы назовем этот элемент завета «свидетельством милости».

Вследующей части завета Бог излагает свои требования к тем, кем Он правит.

В20-й главе книги Исхода содержатся Десять заповедей. Каждая из них рассматривалась как моральное обязательство для всего общества, связанного заветом.

Заключительная часть таких заветов содержит обещание благословений и наказаний. Бог перечисляет благодеяния, которые Он ниспошлет Своим слугам, если те будут выполнять условия завета. Примером тому может служить пятая заповедь. Бог обещает израильтянам продлить их дни на земле обетованной, если они будут чтить своих родителей.

Взавете содержится также угроза наказаний, которые постигнут нарушителей договора. Бог предупреждает Израиль, что не оставит без покарания того, кто произносит имя Его всуе. Эта основная схема просматривается в заветах Бога с Адамом, Ноем, Авраамом, Моисеем, а также в завете Иисуса с Его церковью.

Вбиблейские времена договоры скреплялись кровью. Обычай требовал, чтобы обе стороны, участвовавшие в договоре, проходили между рассеченными частями животного, что символизировало их согласие с условиями договора (см. Иеремия 34:18). Пример такого завета находим в книге Бытия 15:7-21. Бог дал Аврааму определенные обещания, которые были скреплены жертвоприношением животных. Однако в данном случае Бог один проходит между рассеченными животными, указывая тем самым, что Он связывает Себя торжественным обязательством исполнить завет.

Новый завет, завет благодати, был скреплен кровью Христа, пролитой на кресте. Сущность этого завета – Божье обетование искупления. Бог не только обещал спасти всех, кто уверует во Христа, но скрепил и подтвердил это обетование святейшей из клятв. Мы служим и поклоняемся Богу, который поручился Самим Собой за наше полное искупление.

Библейские стихи для размышления: