logo
Основные истинны хр-ой веры

ГРЕХ

Описывая грех, можно воспользоваться образом лучника, чья стрела ложится мимо цели. Я вовсе не хочу сказать, что промахнувшийся стрелок совершает тяжкое преступление против нравственности. «Попадание мимо цели» – это всего лишь простейшее библейское определение греха. Конечно же, говоря о «цели» в библейском понимании этого слова, мы не представляем себе расчерченную кругами мишень или чучело, набитое соломой; речь идет об установленной Богом мере, о «норме» закона, данного Богом. Закон Божий отражает Его собственную праведность и является тем единственным образцом, которым мы должны руководствоваться в своем поведении. Несоответствие этому образцу и есть грех.

Библия говорит о всеобщности греха как о присущей всем неспособности быть сопричастными славе Божией: «Ибо все согрешили и лишены славы Божией» (Римлянам 3:23). Расхожие фразы, вроде того, что «нет в мире совершенства» или «человеку свойственно ошибаться», есть не что иное, как признание всеобщности греха. Каждый из нас грешен, и каждый нуждается в искуплении.

Грех определяется как «любое неподчинение закону Божию либо нарушение этого закона, данного разумному существу как совершенное правило праведности» [1]. Это определение имеет три важнейших аспекта. Первое: грех есть неподчинение. Неподчинение закону Божию. Это – грех несостоятельности, то есть неспособности поступать так, как заповедано Богом. Если Бог заповедал нам любить ближнего своего, а мы не в состоянии выполнить заповеданное, то это – грех.

Второе: грех определяется как нарушение закона. Нарушить закон – значит выйти за его рамки, преступить его пределы. Именно поэтому мы иногда определяем грех словом «преступление», обозначающим, в частности, нарушение границ чьих-либо владений. Мы вторгаемся в те пределы, куда вступать возбраняется. Здесь речь идет о грехах совершённых, то есть о совершении деяний, запрещаемых Богом. Когда положение закона Божия выражено отрицательной конструкцией – «Не убивай», «Не кради», – а мы поступаем вопреки запрету, мы совершаем грех.

Третье: грех есть деяние, совершаемое разумным существом. Будучи сотворены по образу Божию, мы являемся свободными носителями нравственного начала. Наделенные разумом и волей, мы способны совершать нравственные поступки. Делая то, что заведомо запрещено, мы предпочитаем нарушить закон Божий и тем самым совершаем грех.

Протестантизм не приемлет бытующего в римско-католической теологии разграничения между грехом прощаемым и грехом смертным. Традиционное католическое богословие определяет смертный грех как «убивающий» благодать в душе. Такой грех нуждается в обновленном оправдании, которое можно получить посредством таинства покаяния. Прощаемый грех – не столь серьезного свойства. Он не уничтожает спасающей благодати.

Жан Кальвин заявляет, что всякий грех против Бога есть грех смертный в том отношении, что он заслуживает смерти; но ни один грех не является смертным в том смысле, что он уничтожает наше оправдание верой [2]. Протестантизм считает серьезным всякий грех. Даже самое ничтожное прегрешение, по сути своей, есть мятеж против Бога. Каждое прегрешение есть акт предательства по отношению к Творцу всего сущего, тщетная попытка свергнуть Бога с престола безраздельного могущества.

И все же Библия считает некоторые грехи особенно отвратительными. Существуют различные степени греховности, за которые уготованы разные меры наказания в день, когда свершится правосудие Божие. Иисус укорял фарисеев за пренебрежение важнейшими вопросами закона, а города Вифсаиду и Хоразин предупреждал о том, что их прегрешения тяжелее грехов Содома и Гоморры (Матфея 11:20-24).