logo search
Основные истинны хр-ой веры

КАНОНИЧЕСКОЕ ПИСАНИЕ

Обычно мы воспринимаем Библию как одну большую книгу. В действительности же она представляет собой собрание шестидесяти шести отдельных книг. В совокупности они составляют то, что мы называем «каноном» Священного Писания. Термин «канон» происходит от греческого слова, означающего «мерило» или, иначе говоря, «стандарт», «норму». На протяжении многих веков Библия служила критерием веры и церковной практики.

Касательно книг, входящих в Новый Завет, между римско-католической и протестантской церковью существует полное согласие. Во взглядах же на книги, составляющие Ветхий Завет, между этими двумя конфессиями имеются серьезные разногласия. Католики причисляют к канону также и апокрифические писания, тогда как протестанты их отвергают (апокрифические книги были написаны по завершении периода Ветхого Завета и до того, как был начат Новый Завет). В спорах об апокрифах основное место занимает вопрос о том, что считалось каноническим в иудейской общине. Совершенно очевидно, что апокрифы не были включены в Палестинский канон иудеев. С другой стороны, евреи, жившие в Египте, вполне могли внести апокрифические книги (в их греческом переводе) в свой Александрийский канон. Тем не менее, появившиеся в последнее время данные оставляют на этот счет некоторые сомнения.

Иные критики Библии доказывают, что церковь фактически не имела Библии как таковой вплоть до начала пятого века. Однако этот аргумент искажает весь процесс канонического развития. Церковные соборы созывались в ранние века несколько раз для обсуждения вопроса о том, какие книги действительно должны считаться каноническими. Первый формальный канон Нового Завета был составлен еретиком Маркионом, представившим свою версию Библии, откуда были вычеркнуты все нежелательные места. Борясь с этой ересью, церковь сочла необходимым утвердить точное содержание Нового Завета.

Хотя авторитет подавляющего большинства книг, включенных ныне в Новый Завет, был непререкаем с точки зрения принадлежности к канону уже со времен их написания, существовал ряд новозаветных текстов, каноничность которых подвергалась сомнению. В их число входили Послания к Евреям, Иакова, 2 Петра, 2 и 3 Иоанна, Иуды, а также Откровение.

Имелись и другие книги, претендовавшие на статус канонических, однако не включенные в канон Писания. Большинство из этих поддельных сочинений были написаны во втором веке ересеографами-гностиками и никогда всерьез не рассматривались (это обстоятельство выпускают из виду те критики, которые утверждают, что из более чем двух тысяч сочинений было произвольно выбрано лишь двадцать семь, а затем задают вопрос: «Какова же вероятность того, что выбраны были двадцать семь подлинных сочинений?»). В действительности всего две или три книги, не включенные в канон, подвергались серьезному рассмотрению: «1 Клемента», «Пастырь Ерма» и «Дидахе». Они не вошли в канон Писания потому, что не принадлежали перу апостолов и авторы их сами признавали, что авторитетность этих книг несравнима с апостольской.

Некоторых христиан беспокоит сам факт существования такого исторического отбора. Их тревожит вопрос: насколько мы можем быть уверены в том, что Новый Завет действительно содержит «правильные» книги? Традиционная римско-католическая теология отвечает на этот вопрос, апеллируя к положению о непогрешимости церкви. Таким образом, церковь предстает перед нами в роли «творца» Канона, иными словами, претендует на авторитет, равный авторитету самого Писания. Классический протестантизм отрицает как