logo search
FERNAN_LEGRAN

Является ли крещение Святым Духом вторым духовным переживанием?

Несмотря на то что эта доктрина является краеугольным камнем всей богословской системы пятидесятничества, не все представители этого движения согласны друг с другом по данному вопросу. Один из моих самых дорогих друзей, который является пастором умеренной пятидесятнической церкви, убеждал меня, что он не считает крещение Святым Духом вторым духовным переживанием. Согласно его точке зрения, крещение Святым Духом — это одномоментное действие, когда верующий становится частью Тела Христова. Всего лишь малая группа людей в пятидесятническом движении возражает против того, что дар иных языков является необходимым и очевидным знаком крещения Святым Духом. Но они – исключение из общего правила. Книга Деяний предоставляет нам необходимые данные для рассмотрения такого явления, как второе духовное переживание.а) В день Пятидесятницы (2 глава).Именно в день Пятидесятницы, а не за несколько недель до этого события (Иоанн. 20:22), ученики в первый раз получили опыт переживания дара Святого Духа. Иначе и быть не могло. Ведь Святой Дух был дарован Церкви в полной мере именно в этот особый день. Об этом совершенно ясно свидетельствует текст из Евангелия от Иоанна, 7:38–39: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен» (Иоан. 7:38, 39). Из этого повествования следует, что Иисус даровал Святого Духа после Своего прославления, но никак не прежде этого события. С этой доктринальной и хронологической перспективы становится понятным текст из Евангелия от Иоанна, 20:22: «Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого». Это было пророческое обетование, исполнение которого описывается в книге Деяний, 2:2: «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились». Было бы излишним для пущей убедительности цитировать наилучших толкователей Святого Писания (таких как Кэмпбелл Морган, Джон Мак-Артур, Вайн, Айронсайд и т. д.), которые придерживаются аналогичной точки зрения. В нашей ситуации намного лучше будет процитировать такого пятидесятнического «тяжеловеса», как Ф. Эмириан. В своей книге «Дар Святого Духа» (стр. 85) он пишет: «На этот раз я вынужден не согласиться с моими пятидесятническими и харизматическими братьями и выразить свое согласие с евангельскими братьями, даже если результат дара Святого Духа не означает для нас одного и того же. Вместе с ними я верю, что действие Иисуса является ПРОРОЧЕСКИМ ЖЕСТОМ ВЕЛИКОГО ОБЕТОВАНИЯ, которое было провозглашено в вышеизложенном тексте». Эмириан подчеркивает, что «в данном случае речь не идет о новом рождении». Поэтому день Пятидесятницы не являлся вторым духовным переживанием в жизни учеников Христа.

б) В доме сотника Корнилия (10 глава).Событие, которое произошло в доме римского центуриона Корнилия, весьма значимо для нас. Ведь он был, как и мы, язычником из язычников. Таким образом, то, что произошло с Корнилием, является показательным обращением язычника в христианство. Это норма для всех язычников. Именно во время первого духовного переживания Корнилия, в момент его обращения, Святой Дух нисходит на него и его домашних. Эта ситуация во многом схожа с событием дня Пятидесятницы. Конечно, в доме Корнилия не было огненных языков и сильного ветра. Тем не менее Петр говорит: «Когда же начал я говорить, сошел на них Дух Святой, как и на нас вначале» (Деян. 11:15). Все домашние Корнилия были вначале крещены Святым Духом (16 стих), а затем водою (48 стих).

в) Двенадцать учеников Иоанна Крестителя в Ефесе (19 глава).

В 19 главе книги Деяний описывается аналогичное событие. Но в этот раз в нем участвуют иудеи. Это были двенадцать учеников Иоанна Крестителя, которые не слышали учение Христа (однако некоторые считают, что они были настоящими учениками Иисуса). Определив некоторые странности в их учении и поведении, апостол Павел задает им вопрос: «Приняли ли вы Святого Духа, уверовав?» Значит, для принятия Святого Духа достаточно веры во Христа Иисуса! Об этом хорошо сказано в Послании к ефесянам, 1:13: «В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом». Ответ этих двенадцати иудеев доказывает, что они не были учениками Христа: «Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святой» (Деян. 19:2).

Невозможно представить, что, пробыв хотя бы полчаса на пятидесятническом собрании, мы не услышали бы ни слова о Святом Духе! Если бы эти двенадцать мужей были частью Апостольской Церкви в течение долгого времени, разве они не услышали бы учение о Святом Духе? Зная, какое огромное значение придавалось работе Святого Духа в ранней Церкви, невозможно представить, чтобы эти ученики ничего не слыхали о Нем. Более того, эти иудеи не знали не только о Святом Духе, но и о христианском крещении. Если бы эти люди были христианами, они бы, несомненно, знали о крещении и Святом Духе. Как они могли не знать о крещении, которое преподавалось сразу после обращения?! Ведь в книге Деяний ясно написано:

1.«Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч» (Деян. 2:41);

1.«Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и об имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины» (Деян. 8:12);

1.«И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его» (Деян. 8:38);

1.«И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и, встав, крестился» (Деян. 9:18);

1.«Кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святого Духа?» (Деян. 10:47);

1.«Когда же крестилась она и домашние ее, то просила нас, говоря: если вы признали меня верною Господу, то войдите в дом мой и живите [у] [меня]. И убедила нас» (Деян. 16:15);

1.«И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все [домашние] его» (Деян. 16:33);

1.«Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса» (Деян. 19:5).

Упомянутые ранее двенадцать человек были частью иудейской диаспоры и членами еврейского поселения в Ефесе. Совершенно ясно, что у них не было связей с христианской общиной в этом городе. Это подтверждается их ответом на вопрос апостола Павла. «Мы приняли крещение Иоанново». Теперь все расставлено по своим местам! Они были учениками Иоанна Крестителя. Они были иммигрантами в Малой Азии. Великий учитель Церкви сразу понял, в чем суть дела! Он объяснил этим иудеям, каков их духовный статус: «Иоанново крещение было крещением покаяния во оставление грехов, но вам следует поверить в Того, Кто пришел после него. Вам нужно поверить в Мессию Иисуса». Слушая проповедь Иоанна Крестителя в пустыне, они уверовали в Мессию, который должен был прийти. Благодаря объяснению Павла они уверовали в Мессию, который пришел. Вот почему они крестились во Имя Иисуса. Павел возложил на них руки (по причинам, которые мы рассмотрим в следующем разделе), и они приняли Святого Духа. На вопрос Павла был дан ответ. Они приняли Святого Духа сразу же после своего уверования. Как мы видим, ни в одном из вышеперечисленных случаев крещение Святым Духом не рассматривается как второе духовное переживание!

г) Самаряне (8 глава).

Нам осталось рассмотреть случай, который произошел с самарянами в 8-й главе книги Деяний. Данный эпизод немного отличается от предыдущих. Ведь существует временной промежуток между обращением самарян и их крещением Святым Духом. Это единственный отрывок Святого Писания, который является основой теории о втором духовном переживании. Это единственный библейский текст, который пятидесятники могут использовать для защиты данного учения. Однако объяснение этого отрывка, несмотря на продолжительность описанного в нем события, очень простое. Для этого нам нужно хорошо знать Святое Писание. После преследования Церкви в Иерусалиме и рассеяния учеников Христовых по Иудее и Самарии, проповедь Евангелия стала распространяться повсюду. Благодаря этой проповеди обращались в христианство и самаряне. Но почему же тогда они не получили Святого Духа после своего уверования, как остальные? Кем были самаряне? Этот вопрос мы затронули в 3-й главе. Сейчас подошло время добавить несколько штрихов к общей картине. Они были потомками людей, которых ассирийцы переселили в Палестину после депортации основной массы иудеев (смотрите 4-ю книгу Царств, 17:6, 24, и знаменитую поэму Байрона «Уничтожение Сеннахирима», «Ассирийцы напали как волки на стадо овец...»). Эти люди переняли язык и религию иудеев. Однако их форму иудейской религии трудно было назвать ортодоксальной. Вместо того чтобы посещать с правоверными иудеями Иерусалимский храм, самаряне построили свой храм на горе Гаризим (Иоан. 4:20). Естественно, произошел раскол. По этой причине «иудеи не сообщались с самарянами» (Иоан. 4:9). Между этими народами было множество религиозных, расовых и культурных преград. Они ненавидели друг друга. Например, иудеи прекрасно знали, что кратчайший путь ко многим городам и селениям пролегал по территории Самарии, тем не менее они выбирали (в отличие от Иисуса) более длинный маршрут, лишь бы не встречаться с самарянами. Самаряне отплачивали иудеям той же монетой. Однажды Иисус со Своими учениками вошел в самарянское селение, дабы переночевать там. Но никто не предоставил им ночлег. Ведь они направлялись в Иерусалим! (Лук. 9:52, 56). Ученики Христа были в бешенстве. Желая выступить в роли нового Илии (4-я Царств 1:10, 12), ученики спросили Господа: «Хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?» (Лук. 9:54). Однако! Совершенно ясно, что эти ученики были бы последними из тех, кто пожелал бы возложить руки на самарян, дабы они приняли Святого Духа! Уничтожить огнем? Пожалуйста! Но сделать самарянам добро... Увольте. Кстати, ни один уважающий себя самарянин не позволил бы иудеям возлагать на себя руки... Не было худшего оскорбления для иудея, чем обозвать его самарянином (Иоан. 8:48). Отношения между двумя народами были накалены до предела. Поэтому если бы самаряне получили Святого Духа сразу же после своего обращения, тогда ранняя Церковь была бы раздираема межнациональной враждой. В таком случае произошло бы ОТРИЦАНИЕ КРЕЩЕНИЯ СВЯТЫМ ДУХОМ. Ведь написано: «Одним Духом были крещены в ОДНО ТЕЛО!» Самарянам следовало признать, что у них не произошла своя отдельная «САМАРЯНСКАЯ ПЯТИДЕСЯТНИЦА». Они должны были полностью осознать, что было только одно рождение Церкви. День Пятидесятницы был началом новой эпохи, в то время как благовестие в Самарии предоставляло им возможность принять благословения этой эпохи. Эпизод в Самарии был частью истории развития и распространения Церкви. Это не было точкой ее отправления. Поэтому самаряне должны были понять, что есть не два тела, или церкви, но только одна — единое Тело Христа!