logo search
Основные истинны хр-ой веры

ВОЗРОЖДЕНИЕ

Джимми Картер, избранный на пост президента Соединенных Штатов, упомянул о себе как о «заново рожденном христианине». Позднее Чарльз Колсон, бывший сотрудник администрации Никсона, выполнявший для него поручения сомнительного характера, написал бестселлер под названием «Заново рожденный» – летопись своего обращения в христианство. Введенное в обиход такими знаменитостями, выражение «заново рожденный» сделалось общеупотребительным.

Сказать о ком-либо, что он – «заново рожденный христианин» – значит, выражаясь техническим языком, допустить плеоназм, то есть избыточность выражения. Не существует христианина, который не был бы рожден заново. Невозрожденный (не рожденный заново) христианин – это не что иное, как противоречие чистой воды. Равным образом противоречиво в самом себе словосочетание «возрожденный нехристианин».

О том, что духовное возрождение абсолютно необходимо человеку, чтобы он мог войти в Царство Божие, впервые говорит Иисус. Он заявляет Никодиму: «Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Иоанна 3:3). Слово «если» в учении Иисуса обозначает необходимое и всеобщее условие, без которого нельзя ни узреть Царства Божия, ни войти в него. Возрождение, таким образом, есть неотъемлемая часть христианского учения; без него доступ в Царство Божие для нас закрыт.

Возрождение – богословский термин, обозначающий новую сущность, новое бытие, новое начало. Возродиться – это не просто «перевернуть страницу», чтобы начать другую жизнь; возрождение отмечает начало новой жизни в личности, обновленной коренным образом. Петр говорит о верующих, «возрожденных не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего в век» (1 Петра 1:23).

Возрождение – плод трудов Святого Духа над теми, кто мертв духовно (см. Ефесянам 2:1-10). Дух заново создает человеческое сердце, вызывает его к жизни из состояния духовной смерти. Возрожденный человек – новая тварь. Не имея прежде ни расположения, ни склонности, ни желания познать Бога, отныне он склоняет к Богу свои помыслы и стремится к Нему. При возрождении Бог поселяет в человеческом сердце стремление к Нему

– то стремление, которое никоим иным путем не могло бы появиться у человека.

Не следует путать возрождение с полным обращением. Подобно тому, как при рождении мы выходим из материнской утробы, чтобы вступить в жизнь, так и духовное возрождение знаменует для нас начало новой, духовной жизни. Оно происходит по воле Бога и является актом независимым, непосредственным и мгновенным. Осознавать свою обращенность мы можем постепенно. Возрождение же происходит мгновенно. Никто не может быть возрожден отчасти, как не может женщина быть «слегка» беременной.

Возрождение не есть плод или результат веры. Напротив, возрождение предшествует вере как необходимое ее условие. Точно так же мы не в состоянии каким-то образом предрасположить себя к возрождению или содействовать Святому Духу в его совершении. Мы не решаем и не выбираем, возродиться нам или нет. Бог определяет нас к возрождению прежде, чем мы направим к Нему свои помыслы. Вне всякого сомнения то, что после возрождения всемогущей благодатью Божией, мы действительно вольны избирать, поступать, содействовать и верить во Христа. Верой Бог нас не наделяет. Мы оправданы нашей собственной верой. Бог призывает нас к духовной жизни из тьмы, освобождает от оков греха и духовной смерти. Он побуждает нас к вере.