logo search
FERNAN_LEGRAN

1. Анализ харизматического возрождения

Д. Кормье написал на французском языке и опубликовал в Канаде в конце 70-х годов работу под названием «Харизматическое возрождение в католической церкви». В ней рассматривается учение классического пятидесятничества того времени. Попробуем кратко передать основной смысл этой книги, стараясь не извратить слова автора.

Некоторые высказывания в этой работе могут ранить ваши чувства, поэтому сразу предупреждаю, что я всего лишь цитирую других авторов, которые выражают свою позицию относительно говорения на иных языках. Эти цитаты выделены курсивом. Книга Д. Кормье описывает переживания нескольких искренних католиков относительно формализма, господствующего в католической церкви, их жажду настоящей духовной жизни и искренний поиск жизни в Духе. Огромное влияние на них оказали некоторые пятидесятнические лидеры, а также такие книги, как «Крест и нож» Дэвида Уилкерсона и «Они заговорят на иных языках» Д. Л. Шеррила.

«На протяжении года они усиленно молились каждый день, говоря: «О, приди Дух Святой»... Это происходило в Пенсильванском университете Дюкесна. В Колледже святой Марии города Сауф Бенд (штат Индиана) несколько профессоров богословия посвятили себя аналогичному поиску, ожидая сошествия Святого Духа. Затем они обратились к брату Рэю Балларду, дьякону близлежащей пятидесятнической церкви и президенту местной группы «бизнесменов Полного Евангелия». Рэя высоко ценили за его обширное знание и опыт в области духовных даров. Его описывали как смиреннейшего человека, который стремился быть действенным орудием в Божьих руках. Рэй стал своего рода духовным отцом харизматической общины, которая возникла в Нотр-Даме. В течение нескольких месяцев они встречались в доме Рэя Билларда, где ранее уже проводились собрания с участием пятидесятнических служителей, которые отвечали на вопросы новичков.

Затем произошло нечто невероятное. В один из выходных дней студенты-католики были крещены Святым Духом. Новости об этом событии распространились со скоростью лесного пожара. На одном из собраний бывший пятидесятнический миссионер спросил этих студентов: «Теперь, получив Святого Духа, когда вы думаете оставить католическую церковь?» Поразившись этому вопросу, они ответили: «Но у нас никогда не было намерений оставлять нашу церковь!» Классические пятидесятники того времени единодушно считали, что Святой Дух рано или поздно откроет глаза этим католикам. Однако впоследствии оказалось, что эти ребята твердо решили не покидать лоно католической церкви. Католические иерархи, в свою очередь, решили использовать это движение для пользы своей церкви. Возникло пять предположений с целью объяснить, почему эти католики, продолжая следовать учению и практике своей церкви, тем не менее утверждали, что получили Святого Духа:

1.1. Это движение пребывает в зародышевой форме. Католики, которые являются частью этого движения, позже изменят свои взгляды.

2.2. Это движение – деяние Святого Духа, но католические иерархи используют его в своих целях.

3.3. Это движение – исполнение пророчества: «Изолью Дух Мой на всех людей». Оно доказывает, что Святой Дух превыше всех религиозных предубеждений. Он способен спасти любого человека вне зависимости от его религиозных убеждений.

4.4. Это движение – попытка завлечь протестантов в западню экуменизма.

5.5. Это движение – тайная тактика дьявола, который подготавливает путь антихристу».

Далее автор подробно рассматривает каждое из этих пяти предположений, подчеркивая позицию, которая до сих пор наиболее популярна в среде исторического европейского пятидесятничества.

1.1. Это движение пребывает в зародышевой форме. Католики, которые являются частью этого движения, позже изменят свои взгляды.

Кормье отмечает, что, несмотря на чаяния многих пятидесятников, знак иных языков – главное знамение харизматического движения – возвратил в лоно католичества отпадших, возрождая тем самым идолопоклонническую практику Рима. Некоторые типичные замечания католических харизматов хорошо это иллюстрируют:

- «Наша посвященность Деве Марии исполнилась освящением».

- «Сакраментальная жизнь церкви обогатилась новым значением».

- «Я стал намного лучше понимать евхаристию как жертву. Теперь я намного чаще хожу на исповедь».

- «В тот момент я почувствовал свою глубокую посвященность Деве Марии».

Цитируя отца Коннора, Кормье предоставляет нам исповедание харизматической веры, способное потрясти любого пятидесятника, баптиста или реформата: «Первое следствие – мы стали относиться к евхаристии с намного большим почтением и благоговением. Один бенедиктинский монах после своего крещения в Духе стал петь мессу. Пятидесятническое движение укрепило культ почитания Девы Марии по всей стране. Благодаря этому движению люди начали возвращаться в католическую церковь, стали более религиозны, а некоторые приняли священнический сан».

Так как ожидаемые изменения не произошли, нам следует признать несостоятельность первого предположения.

1.2. Это движение – деяние Святого Духа, но католические иерархи используют его в своих целях.

Это не совсем верное объяснение. Нам следует привести имена и фамилии нескольких человек, которые были главными сторонниками и популяризаторами харизматического движения: отец Реджимбальд, отец Коннор и кардинал Сьюненс. Возвращение к традиционным практикам католичества не происходило под давлением церковных иерархов. Напротив, оно было прямым следствием харизматического опыта.

Отец Мак-Доннел говорил: «Католические пятидесятники решительно настроены заново раскрыть для себя и практиковать давно позабытые ими формы общения с Богом. Их желание зиждется не на исследовании католического богословия. Это желание – преобразующее следствие их духовных переживаний» (подчеркнуто нами).

Было ли возвращение к этой форме язычества под маской христианства инициировано католическими иерархами, или нет, не так уж и важно. Основная причина этого возвращения (согласно цитате) – пятидесятнический опыт.

Поэтому второе предположение также несостоятельно.

1.3. Это движение – исполнение пророчества: «Изолью Дух Мой на всех людей». Оно доказывает, что Святой Дух превыше всех религиозных предубеждений. Он способен спасти любого человека вне зависимости от его религиозных убеждений.

Ответ на следующий вопрос является крайне важным и может иметь серьезные последствия. Является ли дух, действующий в католической церкви, Святым Духом? Говоря о Святом Духе, Иисус учил: «Он наставит вас на всякую истину». Это особенная характеристика Святого Духа. Ведь злой дух не желает научить нас истине. Его желание – извращение истины. И харизматическое движение не предоставляет своим последователям целостную истину, а всего лишь половинчатую. Например, молитва своими словами и молитва Розария, поклонение Христу и Святой Евхаристии, чтение Святого Писания и почитание Девы Марии.

Кормье приводит свидетельства нескольких католиков, которые были крещены Святым Духом: «Один читал молитвы Розария, другой пел гимны мессы, третий пал на колени, молясь Деве Марии. Этих свидетельств вполне достаточно, дабы доказать, что дух, который крестил этих людей, противоречит Святому Писанию и никоим образом не может быть назван Святым Духом. Следует помнить, что хула на Святого Духа не состоит из сомнений относительно Его деяний. Мы можем совершить хулу на Святого Духа, приписывая Ему эти ужасающие лжеучения и отвратительное идолопоклонство».Соглашаясь с основным мнением ортодоксального пятидесятничества, Кормье делает следующий вывод, который мы впоследствии рассмотрим более детально:

«Вне сомнений, мы живем в эпоху релятивизма... Люди больше не верят в абсолютную истину. Они верят в относительные истины, которые зависят от изменчивых человеческих переживаний. В таком случае подчеркивается важность не доктрины, а личного субъективного опыта. Говорение на иных языках, ощущение некоего внутреннего мира, чувство любви к Богу, Деве Марии и святым становятся более важными, чем знание библейского учения. Чарльз Фостер писал: «Слишком велик соблазн, когда некое переживание Святого Духа закрывает истинное учение и спасение...» (подчеркнуто нами).

Посему третье предположение также несостоятельно.

1.4. Это движение — попытка завлечь протестантов в западню экуменизма.

Кормье признает, что харизматическое движение никогда не смогло бы укорениться в католической церкви без содействия со стороны пятидесятников. Осознавая опасности экуменизма, он пишет:

«Печально осознавать, что некоторые евангельские христиане, как и множество протестантов, не видят этой опасной ловушки. Есть достаточно доказательств того, что харизматическое движение служит интересам Рима и экуменизма. Но нам следует отбросить в сторону утверждение, будто католицизм просто пытается завлечь протестантов в западню распутного экуменизма. Нам следует помнить, что исцеления, пророчества и чудеса, присущие харизматическому движению, указывают на человеческие действия, но не на Божьи... Если за этим движением не стоит Святой Дух, тогда оно поддерживается иным духом, духом действенным и реальным... Причина возникновения бурного роста и распространения харизматического движения кроется в его сверхъестественном происхождении» (подчеркнуто нами).

Таким образом, если это движение не является следствием человеческих измышлений, но порождением чуждого духа, тогда четвертое предположение также неверно. Нам остается рассмотреть пятое предположение.

1.5. Это движение – тайная тактика дьявола, который подготавливает путь антихристу.

Мы не можем привести весь текст книги Кормье целиком, но в следующем отрывке представлены все основные идеи. «По университету Дюкесна после крещения Святым Духом тридцати студентов прокатилась волна сверхъестественных исцелений. Наблюдатели были поражены больше всего пророчествами на иных языках и их истолкованиями. К. и Д. Рэнаган описывают в своей книге «Возвращение Духа» случай, который произошел во время пятидесятнического собрания в Сауф Бэнде. Присутствовавший там католический священник спросил у рядом стоящего мужчины: «Где вы изучали греческий язык?» Тот ответил: «Какой греческий язык?» После этого краткого разговора священник объявил всей группе, что он отчетливо слышал, как его сосед произнес первое предложение молитвы «Аве Мария» на греческом языке. Отец Коннор пишет в своей книге: «До этого собрания не было никаких признаков почитания Девы Марии в данной группе. После же этого собрания произошла вспышка почитания Богоматери». Для этих католиков разнообразные чудеса и провозглашения относительно почитания Девы Марии являются непогрешимыми доказательствами Божьего присутствия в католической церкви».

Д. Кормье предупреждает, что «Библия призывает нас быть начеку, сражаясь против ложных чудес и знамений (2-е Фессалоникийцам, 2:9–12)».

Доказав несостоятельность первых четырех предположений, мы вынуждены признать, что последнее, пятое предположение верно. Осуждение харизматического движения совершенно ясно и необратимо. Кормье говорит, что «харизматическое движение – это скрещивание протестантского пятидесятничества и католического идолопоклонства». Помните, что это не мои слова, но Кормье. Вот почему я выделяю цитаты курсивом.

Согласен ли я с этими выводами? Позвольте мне ответить позднее, ибо, как бы странно это ни выглядело, пятое предположение до сих пор популярно в среде европейских пятидесятников. Мы уделяем в этой взрывной работе больше внимания харизматам по одной простой причине. В харизматическом движении, равно как и в пятидесятническом, присутствует трехсоставная идея об иных языках, знамениях и крещении Святым Духом. Тем не менее, как будет явственно показано в последующем рассмотрении, классические пятидесятники (пока еще) отрицают, что у этих знаков одинаковое происхождение. Если они так уверены в этом, тогда почему они обижаются, когда их называют инициаторами явления, которое сами они называют «бесовским деянием»? Обратите внимание на следующую цитату: «Рэй Баллард, дьякон пятидесятнической церкви, обладая обширными познаниями и опытом в области духовных даров... и несколько пятидесятнических служителей...» Именно пятидесятники учили студентов-католиков, молились за них и возлагали на этих ребят руки, дабы они приняли Святого Духа. Мог ли, предположительно, нечистый дух быть передан католикам посредством действий пятидесятников, придерживающихся истинного учения? Этот вопрос чрезвычайно интересен, особенно в свете того, что они вынуждены признать следующее: «ЕСЛИ БЫ НЕ РЭЙ БАЛЛАРД... ДЪЯКОН ПЯТИДЕСЯТНИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ... ВОЗМОЖНО, ЭТО ДВИЖЕНИЕ НЕ ПОЯВИЛОСЬ БЫ НА СВЕТ БОЖИЙ» (15 страница. Подчеркнуто нами).

Давайте вспомним, как происходило рукоположение Тимофея. Старейшины возложили на него руки и сей молодой человек получил Божий дар, без каких-либо удостоверяющих знамений (2-е Тимофея, 1:6). Подобное произошло с Савлом, когда Анания возложил на него руки. Он получил только Святого Духа. Когда Савл стал апостолом Павлом, он возложил руки на учеников Иоанна Крестителя в Эфесе. Что же произошло? Они получили того же Духа, что и Павел в свое время. Они получили истинного Святого Духа. Но если эти искренние католики получили с возложением рук таких опытных знатоков, как Рэй Баллард и пятидесятнические служители, чуждого духа, тогда нам следует признать, что за их действиями стоит не Святой Дух. Иисус Христос сказал: «Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые» (Матф. 7:18). Если плод, по их собственному мнению, худой, тогда возможно само дерево худое? Кажется, нашим пятидесятническим друзьям тяжело понять такой ход мыслей. Когда мы указываем им на особенности их движения, которые невозможно назвать действием Святого Духа (например, неконтролируемая тарабарщина, эксцентричное поведение, крики, вой, падение на спину и т. д.), пятидесятники выдвигают стандартный ответ, цитируя Иисуса: «Какой из вас отец, [когда] сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, [когда попросит] рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него» (Лук. 11:11–13).

Но не обладает ли такой аргумент эффектом бумеранга? Ведь когда католики обращались за помощью к Рэю Балларду и его коллегам, они не просили камень, змею или скорпионов. Тем не менее они их получили. Сейчас, конечно, наши друзья горько сожалеют о содеянном (о молитвах и возложении рук на студентов-католиков, которые, согласно общепринятому пятидесятническому мнению, приняли чуждого духа). Но им следует больше беспокоиться не о том, что получили эти католики, а о том, что они сами им передали. Глупо выглядел бы тот муж, который, заразив СПИДом свою жену, возмущался бы тем, что она больна. Конечно, его суждение относительно болезни жены правильно. Но если он начнет обвинять свою жену в том, что у нее неправильный СПИД, а у него правильный, тогда ему следует подумать о своем психическом состоянии. Поймите меня правильно. Я полностью согласен с мнением консервативных пятидесятников, что «вирус», подхваченный харизматами, весьма опасен по причине своего небиблейского происхождения. Но если они знают, согласно их собственному убеждению, где заразились эти католики и от кого, тогда должны задать себе самим следующие вопросы: «Что если у нас такое же «крещение Святым Духом», как и у них?», «Что если у нас такие же «иные языки», как и у тех католиков и харизматов?»