БОЖЕСТВЕННОСТЬ ХРИСТА
Чтобы быть христианином, необходимо верить в божественную природу Христа. Это
– неотъемлемый элемент новозаветного благовествования о Христе. Церковь во все века вынуждена была иметь дело с людьми, провозглашавшими себя христианами, но при этом отрицавшими либо извращавшими идею божественности Христа.
История церкви насчитывает четыре века, в продолжение которых вопрос о признании божественной природы Христа был предметом жесточайших споров внутри самой церкви. Эти века – четвертый, пятый, девятнадцатый и двадцатый. И, коль скоро мы живем в один из тех веков, когда ересь атакует церковь, необходимо встать на защиту исповедания божественности Христа. В 325 г. от Р.Х. на Никейском Соборе церковь, восстав против ереси арианства, объявила, что Христос был рожден, а не сотворен, и что Его божественная природа – того же свойства (homo ousios), что и природа Отца. Это положение утверждало единосущность второго Лица Троицы и Бога-Отца. Таким образом, «существо» Христа есть существо Бога. Он не просто подобен Божеству, но Сам есть Божество.
Признание божественности Христа вытекает из многообразных свидетельств Нового Завета. Будучи Logos Incarnate (Словом, явленным во плоти), Христос предстает перед нами как существо, не только бывшее прежде сотворения мира, но и вечное. Иоанн говорит, что Слово было в начале с Богом и Слово было Богом (Иоанна 1:1-3). Упоминание о том, что Он был с Богом, подразумевает разделение на личности внутри Божества. Упоминание о том, что Он есть Бог, подразумевает вхождение в состав Божества.
Повсеместно в Новом Завете Иисус описывается с помощью имен, которые явно свидетельствуют о Божестве. Бог дает Ему имя, превознесенное выше всякого имени: Господь (Филиппийцам 2:9-11). Будучи Сыном Человеческим, Иисус есть также господин и субботы (Марка 2:28) и обладает властью прощать грех (Марка 2:1-12). Его называют «Господом славы» (Иакова 2:1), и Он по праву принимает поклонение от Фомы, восклицающего: «Господь мой и Бог мой!» (Иоанна 20:28).
Апостол Павел заявляет о том, что вся полнота Божества обитает во Христе (Колоссянам 1:19) и что Иисус вознесен превыше ангелов – тема, повторяющаяся в Послании к Евреям. Поклоняться ангелу или любому другому творению, независимо от того, сколь высоко его положение, означает нарушать библейскую заповедь, запрещающую идолопоклонство. Многократно повторяемые Иисусом в Евангелии от Иоанна «Я есмь...» также несут свидетельство отождествления Его с Божеством.
В пятом веке Халкидонский Собор (451 г.от Р.Х.) установил, что Христос является истинным человеком и истинным Богом. Две природы Иисуса – человеческая и божественная – не смешиваются и не сливаются воедино, не разделяются и не раздваиваются.
Библейские стихи для размышления:
Марка 2:28 Иоанна 1:1-14 Иоанна 8:58 Иоанна 20:28
Филиппийцам 2:9-11 Колоссянам 1:19
- ВВЕДЕНИЕ
- БОЖЕСТВЕННОЕ ОТКРОВЕНИЕ
- НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ И ОПОСРЕДОВАННОЕ ВСЕОБЩЕЕ ОТКРОВЕНИЕ
- ЗАКОН БОЖИЙ
- КАНОНИЧЕСКОЕ ПИСАНИЕ
- САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПРОЧТЕНИЕ ПИСАНИЯ
- ТРИЕДИНСТВО БОГА
- ВСЕМОГУЩЕСТВО БОГА
- ВСЕВЕДЕНИЕ БОГА
- БЛАГОСТЬ БОГА
- ТВОРЕНИЕ
- ЧУДЕСА
- ЗАВЕТ БОГА С ЧЕЛОВЕКОМ
- БОЖЕСТВЕННОСТЬ ХРИСТА
- ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРИРОДА ХРИСТА
- НЕПОРОЧНОЕ ЗАЧАТИЕ
- КРЕЩЕНИЕ ХРИСТА
- ТРОЙНОЕ СЛУЖЕНИЕ ХРИСТА
- БОЖЕСТВЕННОСТЬ СВЯТОГО ДУХА
- ВНУТРЕННЕЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО СВЯТОГО ДУХА
- КРЕЩЕНИЕ СВЯТЫМ ДУХОМ
- ОСОЗНАНИЕ СЕБЯ И ОСОЗНАНИЕ БОГА
- САТАНА
- ГРЕХ
- ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ИСПОРЧЕННОСТЬ
- НЕПРОЩАЕМЫЙ ГРЕХ
- СПАСЕНИЕ
- ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСУЖДЕНИЕ
- ВОЗРОЖДЕНИЕ
- ОПРЕДЕЛЕННОЕ ИСКУПЛЕНИЕ
- ВЕРА
- ОПРАВДАНИЕ ВЕРОЙ
- ПОКАЯНИЕ
- УВЕРЕННОСТЬ В СПАСЕНИИ
- ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ
- АПОСТОЛЫ
- ПРИЗНАКИ ИСТИННОЙ ЦЕРКВИ
- ТАИНСТВА
- КРЕЩЕНИЕ МЛАДЕНЦЕВ
- КЛЯТВЫ И ОБЕТЫ
- ЛЮБОВЬ
- МОЛИТВА
- ЛЕГАЛИЗМ
- ПЕРФЕКЦИОНИЗМ
- БРАК
- АНТИХРИСТ
- ЦАРСТВО БОЖИЕ
- ВИДЕНИЕ РАЙСКОГО БЛАЖЕНСТВА
- ПРИМЕЧАНИЯ